Предлоги по к рассказ описание логопедическое занятие. Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация предлогов с пространственным значением

Предлоги по к рассказ описание логопедическое занятие. Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация предлогов с пространственным значением

Хрипунова Л.В. ,

учитель-логопед высшей кв. кат.

МДОУ № 85, г. Северодвинск

ТЕМА: «ПРЕДЛОГИ: В, НА, ПОД, ЗА»

Путешествие в страну маленьких слов

ЦЕЛИ:

Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, ЗА; упражнять детей в правильном употреблении предлогов; учить выделять эти предлоги в тексте и составлять разнообразные предложения с заданным предлогом (по картинке, по двум опорным словам), анализировать предложения, упражнять детей в выкладывании схемы предложений с предлогами.

Совершенствовать общую и мелкую моторику, способствовать выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью, развивать речевое дыхание.

Закреплять навык правильного произношения звуков в предложениях и коротких стихотворных текстах.

Развивать внимание, память, активизировать мыслительную деятельность детей, развивать наглядно-действенное и логическое мышление.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент .

Логопед обращается к детям:

Надо вам свободней встать

И спокойнее дышать .

Выполняются упражнения с элементами фонетической ритмики для звуков «в», «н», «з», «а», «п» с одновременным произнесением «маленьких слов» – предлогов: в, на, за, под.

Логопед предлагает детям назвать «маленькие слова», которые получились при выполнении упражнений.

2. Сообщение цели занятия . (Игровая мотивация)

: «Сегодня мы с Вами отправимся в страну маленьких слов, где живут маленькие человечки. Давайте послушаем звуковое письмо» (вкл. магнитофон).

Игра «Незнайкино письмо» . Дети слушают магнитофонную запись: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка. Я хочу рассказать о своем городе. (Под ) нашем городе новые дома. (За ) улицах ходят нарядные жители. (Под ) клумбах растут красивые цветы. Люди ездят (за ) современных автомобилях. (На) городом раскинулась широкая река. (Под ) реке водится рыба. Наш город лучше всех!»

Логопед обращает внимание детей на допущенные ошибки – неверное употребление предлогов. Прочитывая еще раз (по одному) предложения из письма, логопед просит детей исправить Незнайкины ошибки. (Выставляется плоскостное изображение Незнайки)

3. Уточнение пространственного значения предлогов: в, на, за, под.

Логопед выставляет схемы предлогов в, на, за, под и совместно с детьми уточняет – когда мы говорим эти «маленькие слова»:

«Маленькое слово» (предлог) В появляется тогда, когда предмет находится внутри ;

НА – когда предмет находится сверху ;

ПОД – когда предмет находится внизу ;

ЗА – когда предмет находится сзади.

Логопед побуждает детей назвать «маленькие слова» точнее – предлогами и вспомнить стихотворение «Про предлоги».

4. «Предлоги» (по демонстрационной таблице-схеме, авторская разработка )

5. Составление предложений с предлогами (по картинке).

Логопед: «У Незнайки есть друг Тюбик. (Выставляется плоскостное изображение героя) У него живет котенок. Котенок очень шустрый, игривый. Поэтому зовут его Шустрик. Друзья любят играть с котенком. А Шустрик всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Тюбик любит рисовать Шустрика. И сегодня прислал вам свои рисунки. Рассмотрите их и расскажите, пожалуйста, где находится Шустрик». (Дети садятся за столы)

Дидактическое упражнение «Составь предложение» . Детям предлагается составить предложения по картинке. (Выполняется с мячом)

Мяч лови, и мяч бросай,

предложение составляй!

На коврофоне – совместное составление схемы предложения (Например, Шустрик уснул под комодом ), его анализ.

Какой полоской обозначаем предложение?

Какими полосками обозначим слова в предложении? Сколько нужно взять полосок? Почему на первом месте находится полоска с «хвостиком»?

Что поставим в конце предложения?

Сколько слов в предложении?

Назови 1-е слово в предложении (второе, четвертое).

Назови слово-предлог в предложении. Какое слово стоит на 3-ем месте?

(Дети по очереди работают у доски, осуществляют взаимопроверку)

Опрос всех детей – выделение предлога из самостоятельно составленного предложения.

6. Динамическая пауза.

«Незнайкина зарядка»

(Проговаривание текста с одновременным выполнением соответствующих движений)

Вот Незнайкина зарядка –

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте

Вы, надеюсь, не устали?

7. Выделение предлогов из стихотворных текстов.

Логопед: «Синеглазка сочинила стихи и хочет, чтобы вы их повторили». (Выставляется плоскостное изображение Синеглазки)

Дети прокатывают каучуковый шарик по дорожкам усложненный конфигурации, сопровождая движения стихотворениями. После воспроизведения стихотворных строк логопед предлагает ребенку назвать предлоги, которые есть в тексте:

Солнечный лучик упал на волну,

Солнечный лучик попал в глубину.

На горе, на горке,

на крутом пригорке

Стройная рябинка,

будто на картинке.

Стройная береза выросла в лесу,

Зоя под березой поймала стрекозу.

На Незнайкиной подушке вышита кукушка..

Длинноухий заяц мчится,

за ним гонится лисица.

Если хочет Тюбик спать,

Он приляжет на кровать.

Знайка в комнату вошел

и поставил сок на стол.

Закатила барабан

Синеглазка под диван.

8. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

Логопед: «Иногда маленькие человечки любят пошалить, а потом не могут найти свои вещи. Знайка (выставляется плоскостное изображение) же во всем любит порядок. Помогите ему, пожалуйста. Соберите картинку и расскажите, где что находится». (Дети собирают разрезные картинки)

Упражнение. Составление предложений с предлогом по двум опорным картинкам. Самостоятельное составление схемы предложения с предлогом в, на, под, за.

Примеры предложений:

Котенок закатил резиновый мячик под диван.

Незнайка увидел машинку под шкафом.

В комоде лежали платья Синеглазки.

Тема: Предлоги.

Цели: знакомство с предлогами, с их значением и ролью в предложениях и словосочетаниях, закрепление знания о правописании предлогов, дифференциация предлогов и приставок, тренировка в назывании действий предметов, закрепление знания норм орфографии, развитие пространственных представлений.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Закрепление знаний о предлогах.

2. Совершенствование умения выделять предлоги из предложения.

3. Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие пространственной ориентировки.

2. Развитие мышления, внимания и памяти.

3. Совершенствование навыка чтения и письма путем тренировочных упражнений.

Воспитательные:

    Продолжать формировать положительное отношение к занятиям и уверенность в своих силах.

    Воспитывать самостоятельность, умения работать в парах.

Оснащение занятия : схемы предлогов, карточки с заданиями,

иллюстрации сказочных персонажей.

Ход занятия

    Орг. момент. Эмоциональный настрой на занятие.

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей.

Давайте друг другу улыбнемся,

И начнем урок скорей.

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем занятии.

    Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

    Перед вами на столах лежат конверты с заданиями. Возьмите конверт, откройте его.

Задание: Составьте предложения из слов (работа на карточках).

Вязать, бабушка, варежки. Готовить, обед, мама.

Ломать, буря, дерево. Нашёл, червяк, грач.

Поймала, мышка, кошка. Рита, стрекоза, увидела.

(Предложения записать в тетради).

    Знакомство с темой занятия.

Вы заметили, что все предложения состоят из слов. Слова могут быть различными: длинными - экскаватор, электромонтёр и короткими - сок, на, мак, в …

Подумайте и скажите, что за маленькие слова я назвала? Все ли они обозначают предметы? Что обозначают эти слова? (В, На… - это предлоги. Слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях).

    Сформулировать тему занятия и записать её на доске.

    Основная часть.

Сегодня на занятии мы потренируемся находить предлоги в словосочетаниях и предложениях, познакомимся с их значением и написанием, постараемся отличать предлоги от других частей речи и от приставок (частей слов, которые очень похожи на предлоги).

- Послушайте историю, которая произошла с предлогами.

Давным-давно в далекой стране Грамматике жили маленькие слова ПРЕДЛОГИ. Были они большими задирами. Со всеми частями речи сумели они поругаться. Обидно стало словам. Пожаловались они царице Грамматике. Та решила разобраться в ссоре и пригласила всех к себе. А предлоги важничают, не хотят стоять рядом со словами- предметами, отодвигаются от них все дальше и дальше, наконец, так отодвинулись, что можно целое слово вставить или вопрос.

Как не старалась помирить правительница поссорившихся, ничего не вышло. Тогда она предложила предлогам жить отдельно, а ссора окрепла, да так, что превратилась в правило: предлоги со словами пишутся раздельно.

Что такое предлоги?

Предлоги – это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях и пишутся со словами раздельно. Для проверки нужно постараться вставить между предлогом и словом другое слово или вопрос – если перед вами предлог, то такая вставка будет возможна.

    Развитие навыков понимания и выполнения логико-грамматических конструкций.

- Послушайте и постарайтесь выполнить мои инструкции правильно.

Положите тетрадь на стол.

Положите карандаш на тетрадь.

Положите ручку под тетрадь.

Положите ручку стол.

Почему не удалось выполнить последнее задание? Почему оно не выполнимо? Дополните последнее предложение каким-либо предлогом, чтобы было возможно выполнить данное задание.

    Развитие пространственного восприятия.

Предлог указывает на пространственное положение предмета. Каждому предлогу соответствует своя схема.

Давайте посмотрим на условные обозначения предлогов (схемы).

В – положение предмета внутри чего-либо.

На – предмет находится на поверхности чего-либо.

Под – предмет находится внизу, под чем-либо.

Над – положение предмета над чем-либо.

От – удаление от какого-либо предмета или объекта.

К – приближение к какому-либо предмету или объекту…

Составьте с каждым предлогом словосочетание.

    Физкультминутка

На горе растут дубы (поднять руки вверх),

Под горой растут грибы (присели),

Мы в корзинки их собрали (движения рук, имитирующие складывание грибов),

Быстро к дому побежали (бег на месте).

Какие предлоги вы услышали во время проведения физминутки?

    Обобщение материала по теме «Предлоги».

    «Сказочная викторина».

Куда помогла попасть Золушке добрая Фея? (на бал)

Где зимовала Дюймовочка? (в норке)

Где живет крот? (под землей)

Где жила черепаха Тортилла из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино? (в болоте)

Куда отправился доктор Айболит, чтобы спасти животных? (в Африку)

Где жили родители Герды и Кая из сказки «Снежная королева»? (под самой крышей)

Где бродила Белоснежка, прежде чем попала в дом гномов? (по лесу).

Какие слова помогли нам правильно ответить на поставленные вопросы? (предлоги).

Для чего нужны предлоги? (для связи слов в предложении).

Как пишутся предлоги со словами? (раздельно).

Нужны нам знания о предлогах? (нужны, чтобы не допускать ошибок на письме).

    Задание «Вспомни сказку, подбери предлог» (работа по карточкам).

Как-то раз все королевство пригласили (…) бал.

Фея взмахнула волшебной палочкой, и тыква превратилась (…) карету, а пара крыс - (…) кучеров.

Взбешенная королева приказала слуге отвести принцессу (…) лес и привязать ее (…) дереву.

Взрослые позволяли им ходить друг (…) другу (…) гости и играть (…) мансарде (…) розовых кустов.

Жил-был один принц, и захотелось ему жениться (…) принцессе, но только (…) самой настоящей принцессе.

Поочередно каждой принцессе исполнялось пятнадцать лет и им разрешалось всплывать (…) поверхность.

Долго бродила бедняжка (…) лесу, пока не набрела (…) маленькую избушку, и вошла (…) нее отдохнуть.

Они зашли (…) харчевню, сели (…) очага, где (…) вертелах и сковородах жарилась всякая всячина.

    Задание «Скажи наоборот» (Игра с мячом).

В лес – из леса

На бал – с бала

Под деревом – над деревом

К озеру – от озера

    Задание «Исправь ошибку» (работа с доской).

Подокнами дети разбили палисадник.

Изкустов поднялась целая стая прекрасных больших птиц.

Настол женщина поставила тарелку сводою.

Вдавние времена заяц всех боялся.

Вгороде Стокгольме, подкрышей одного дома жил Карлсон.

    Правда или шутка?

Дед в печи, дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепёшки.

Овечки в речке, караси у речки.

Под столом портрет, над столом табурет.

    Итог занятия, рефлексия.

Наше занятие подошло к концу. Вы очень старались и справились со всеми заданиями. Если вам понравилось занятие, нарисуйте в тетради солнышко, а если нет – тучку.

В конце занятия каждый получает открытку с надписью: «Спасибо за хорошую работу на занятии».

Самоанализ логопедического занятия.

Данное занятие посвящено теме «Предлоги». Содержание занятия соответствует требованиям программы, целям и задачам занятия.

Занятие спланировано в соответствии с перспективным планом и с учётом лексической темы.

В группе занимаются 4 ребёнка, которые имеют заключение - ОНР.

Разрабатывая занятие, я учитывала заключения детей, особенности психического развития детей младшего школьного возраста, индивидуальные возможности каждого ребёнка.

Учитывая все это, я наметила цели, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приемы и средства, необходимые для получения положительного результата.

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

В основу обучения было положено развитие умения выделять предлог из предложения на слух. В занятии мной сделан акцент на упражняемость, подобраны задания на нахождение предлогов в предложении на наглядной основе, на основе схем, по вопросам. Упражнения на выделение слогов из звуко – слогового ряда и выполнение логико – граматических конструкций сочетались с развитием фонематического восприятия.

На занятии обучение было построено на игровой деятельности .

В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности: сначала дети определяли предлоги на слух, выделяли предлоги по опорным картинкам, затем в словосочетаниях на основе схемы и наконец, в предложениях находили и вставляли соответствующий предлог.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчи­нены заданной теме и целям занятия.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных упражнений к практическим действиям. В занятие также была включена физминутка.

На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность де­тей. Детям предлагались задания, побуждающие их использовать в соб­ственной речи изучаемые предлоги. Побуждая детей к активности, я также обращала внимание на особенности речевого и особенности психического развития. Так, к примеру, чаще побуждала к высказываниям детей нерешительных и стеснительных, а также тех, с которыми проводится усиленная индивидуальная работа. Создавала ситуацию успеха каждому ребенку и всей группе в целом, как в личной оценке, так и со стороны третьего лица.

В ходе занятия следила за внятностью речи детей, осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их дозировку. Карточки с заданиями имели различную сложность. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.

Практиковала групповые ответы, они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения . Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания . Коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме и цель достигнута.

Тема занятия : предлоги В, НА, ПОД.

Цели:

Оборудование:

Скачать:


Предварительный просмотр:


ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОГИ»

Учителя – логопеда

Тихоновой М.А.

Тема занятия : предлоги В, НА, ПОД.

Цели:

1.Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД.

2. Учить детей выделять эти предлоги в тексте.

3.Учить детей составлять предложения с заданными предлогами по картинке, схеме и наглядной ситуации.

4.Закрепить правильное употребление в речи приставочных глаголов.

5.Развитие слухового внимания и памяти.

Оборудование:

схемы предлогов, изображение Карлсона, игрушки (кукольная мебель и посуда, птичка, коробка и т.д.), предметные и сюжетные картинки, сюжетная картина «Лес».

План занятия.

Организационный момент.

Логопед читает детям загадку и просит найти и запомнить маленькие слова в стихотворении:

На пригорке и под горкой

Под берёзкой и под ёлкой

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

1. Уточнение пространственных значений предлогов,

Знакомство с понятием «предлог».

На доске выставлены схемы предлогов В, НА, ПОД.

Когда мы говорим эти маленькие слова? –

В: когда предмет находиться внутри

НА: когда предмет находиться сверху

Под: если предмет внизу.

Вы выросли, многому научились, скоро пойдете в школу, поэтому пора называть маленькие слова более точно – предлоги .

2. Игра «Найди предлог».

Логопед на столе производит действия с игрушками, перекладывая их НА,ПОД и В разные предметы (используется кукольная мебель и посуда, птичка, бабочка, коробочка).

Посмотрите на схемы и составьте с каждым предлогом предложение.

3. Анализ рассказа.

Логопед выставляет картинки на панно и рассказывает:

Однажды осенью во двор вышли погулять Маша, щенок Джерри и петушок Гоша . Вдруг набежала туча, закрыла солнце, и пошел дождь. Машенька и Джерри спрятались в доме, а Гоша взлетел на забор и закричал «Я удалец!Я молодец!Я ничего не боюсь!». Вышли тут мама и папа Маши и сказали: « под дождем можно только под зонтиком быть, тогда дождь не страшен». Вскоре дождик закончился, на небе засияло солнышко, и только на дорожке остались лужи.

Закончив рассказ, логопед просит найти в тексте предложения с предлогами НА, ПОД, В.

Детально анализируются предложения со словами «вышли, вдруг, набежала, взлетел», поясняется, что начальные звуки (слоги, приставки) не являются предлогами, это часть слова.

4. Физминутка. «Слушай, повторяй, делай».

На горе растут дубы,

Под горой растут грибы,

Мы в корзинки их собрали,

Быстро к дому подбежали.

Пальчиковая гимнастика «Дом»(Ткаченко Т.А.):

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

И в наш домик приглашаем.

В доме стол на тонкой ножке,

Рядом стульчик у окошка,

Два бочонка под столом.

Вот какой я видел дом!

Внимательно послушать и выполнить задание, затем повторить из предложения только предлог:

Встань на ковер

Подойди к стульчику

Подпрыгни вверх

Встань на носочки

Найди вертолёт

Поднять левую над головой

Положить левую ладонь под правую

5. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

У детей на столах - индивидуальные сюжетные картинки, по которым они должны составить предложения и назвать один из предлогов: В,НА,ПОД.

6. Исправь ошибки в рассказе Карлсона.

Все вы знаете Карлсона, который живёт на крыше. Однажды ему надоело летать по городу, и Карлсон отправился вместе с друзьями погулять в лесу. Прогулка была просто замечательной! И Карлсон решил придумать рассказ про лес для Малыша. Но вот беда – он совершенно не знает предлогов, поэтому рассказ получился неправильный, некрасивый. Помогите Карлсону исправить ошибки!

Вчера я гулял (В) замечательном лесу. Стояла тихая осенняя погода, листочки (НА) деревьях были желтые, красные, оранжевые. Сухие листья лежали у нас (ПОД) ногами. Мы собрали кленовые, березовые и рябиновые листочки. Какие красивые осенние букеты несли мы домой (В) руках! Много грибов выросло (ПОД) деревьями.

7. Итог занятия, оценка деятельности детей


Тема: Предлоги.

Цели:

  • Уточнить представления о роли предлогов;
  • Развивать умения выделять предлоги из предложений, изменять форму слова в зависимости от предлога, составлять предложения используя предлоги;
  • Формировать навыки анализа и синтеза предложений;
  • Воспитывать культуру устной и письменной речи, навыки самоконтроля.

Ход урока

I. Организационный момент

Вы готовы трудиться? Все ли готово для работы?

II. Основная часть

1. Отгадать о чем идет речь
Он членом предложения не бывает,
Но дело этот малый твердо знает.
Не изменяется, один не может жить,
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руки помощи дает.
Им помогает, связи бережет.
И пишется от слов всегда отдельно.
Считает: приставать к ним очень скверно

2. Выделение предлогов в тексте. Прочитать стихотворение, записать в тетрадь все предлоги.
На ветру, на первом холоде
Старый дуб роняет желуди.
А в саду за нашей школою
Иней сел на ветки голые.
Под березами широкими
Галки ссорятся с сороками.
Пруд застыл, и речка скована,
Но по льду ходить рискованно.
(С. Смирнов)



3. Подобрать существительное, с которым сочетаются все предлоги из первого задания. Объяснить значение предлога.

4. Игра «Наоборот». Учащиеся должны назвать противоположный предлог.

6. Сравнение предлогов над, под, из-под.
А) Сравнить схемы, объяснить роль предлога

Б) Прочитать загадки, вставить нужные предлоги. Отгадать загадки.
Кто ___ нами вверх ногами? (Муха)
___ полом скребусь, а кошки боюсь. (Мышь)
Вдруг иголки и булавки
Выползают ____ лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёжик)
В). Вставит подходящее по смыслу существительное с предлогом.
Во время грозы не стой ___ _______.
___ _____ пролетел большой самолет.
От дождя дети спрятались ___ ______.
_____ _____ достали коробку с обувью.

Большой белый гриб вырос … елью. … снега пробивались первые подснежники. Подземные реки текут … землёй. Котенок выполз … шляпы. Маленький грибок спрятался … листиком. Большая собака выскочила … крыльца.

8. Из специально подобранных слов составить предложения, вставить нужный предлог. Записать предложения в тетрадь, составить схемы предложений.

Серенький, куста, зайчишка, выпрыгнул.
Ласточки, дома, гнездо, построили, крышей.
Дима, щенка, достал, крыльца

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР.

Тема: Предлоги НА, ПОД

Задачи:

    Образовательные:

- Учить детей различать значение предлогов «на» и «под» и правильно употреблять их в речи.

Учить детей составлять предложения по сюжетной картине и по двум опорным предметным картинкам.

2. Развивающие:

Развитие слухового внимания и памяти.

3. Воспитательные:

Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия.

Оборудование: сюжетная картина, схемы предлогов, предметные картинки, магнитная доска, плоскостные фигуры на магнитах: зайчонок, мышонок, петух, солнце, облако, забор, гриб, ёлка; 2 машины: зелёного и синего цвета; сюжетные картинки по количеству детей.

План занятия

    Организационный момент.

Логопед читает стихотворение:

В лесу метёт метелица,

По лесу снегом стелется.

Зайцы бегали в лесу,

Там заметили лису.

Под сосной стоит лисица,

На сосне сидит синица.

Где стоит лисица? (под сосной)

Где сидит синица? (на сосне)

Когда мы говорим маленькое слово ПОД? (когда предмет находится снизу чего-то). Логопед выставляет схему.

Когда мы говорим маленькое слово НА? (когда предмет находится сверху чего-то). Логопед выставляет схему.

2. Составление предложений с предлогами НА, ПОД по сюжетной картине с помощью вопросов логопеда.

Где сидит девочка?

(Девочка сидит на диване. И т.д.)

Где стоит машинка?

(Машинка стоит под столом. И т.д.)

3.Составление предложений с предлогами НА и ПОД по 2 опорным предметным картинкам. Предметные картинки:

стол – хлеб, собака;

стул – кошка, мышка;

кровать – подушка, туфли;

диван – кукла, мяч.

Составьте предложение с предлогом НА. (Хлеб лежит на столе. И т.д.)

Составьте предложение с предлогом ПОД. (Собака лежит под столом. И т.д.)

4. Составление предложений по сюжетным картинкам.

На доске 2 машинки: синяя и зелёная.

Разложим картинки по машинкам. На синей машинке картинки с предлогом ПОД, а на зелёной с предлогом НА.

Дети по очереди выбирают машинку для своей картинки.

Под ёлкой лежат подарки. Синяя машинка.

Потому что в этом предложении спряталось маленькое слово ПОД.

Сыр лежит на тарелке. Зелёная машинка.

Потому что в этом предложении спряталось маленькое слово НА. И т.д.

5. Физкультминутка.

Ищет вещи Маша,

Маша-растеряша,

И под стулом нет, и на стуле нет, (заглядывают под стул, качают головой)

На кровати нет, под кроватью нет, (заглядывают под кроватку, качают головой)

Вот какая Маша, Маша-растеряша. (разводят руками)

Где Маша искала свои вещи?

6. Пересказ рассказа. (Логопед выставляет по ходу рассказа фигурки на доске).

На полянке гуляли зайчонок, мышонок и петушок. Вдруг на солнце набежала туча, и пошёл дождь. Зайчонок спрятался под ёлкой. Мышонок спрятался под грибок. А петушок взлетел на забор.

Вспомним предложения со словом НА.

Вспомним предложения со словом ПОД.

Кто расскажет весь рассказ?

7. Итог занятия, оценка деятельности детей.