Портал "дивное дивеево". Терновый венец: от Голгофы до Парижа Где находится терновый венец спасителя

Портал "дивное дивеево". Терновый венец: от Голгофы до Парижа Где находится терновый венец спасителя

Христианская реликвия, хранящаяся в Соборе Парижской Богоматери по Франции.

Венец из терния, согласно трем Евангелиям - от Матфея, Марка и Иоанна - был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами перед распятием.

От Матфея, 27:29: «и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!».

От Марка, 15:17: «и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него».

От Иоанна, 19:2: «И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу».

О том, как и когда венец был снят, в Евангелиях не говорится.

Терновый венец входит в группу христианских артефактов, называемых Орудия Страстей. Это - атрибуты мученичества Иисуса Христа, «предметы поругания», которому Спасителя подвергли перед распятием.

История обретения

Считается, что первый документ, кроме Еванигелий, в котором упоминается Терновый венец, относится к 409 году. Тогда венец хранился в Иерусалиме. В рассказах паломников, посетивших в IV веке Иерусалим, есть упоминания о Терновом Венце.

Терновый венец в хрустальном окладе. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1063 году венец перевезли в Константинополь, в императорский дворец. В 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами, Византия была разделена на несколько государств,одним из которых стала Латинская империя. В 1228 году реликвия оказалась в руках у ее правителя Балдуина II, который за долги заложил венец в Венецианский банк, и тогда король Франции Людовик IX (Людовик Святой, причисленный католической церковью к лику святых) выкупил у банка Терновый венец Христов за колоссальную сумму - 135 тысяч ливров. Людовик IX встретил процессию с Терновым венцом и еще 28 великими святынями за 40 километров от Парижа, и сняв королевские регалии, босиком в простой тунике, весь путь до Парижа нес вместе с братом венец Христов. Спустя два года в Париж принесли и частицу Креста Господня. Для этих святынь была построена часовня Сен-Шапель (Святая часовня) - один из шедевров готической архитектуры (стоила эта часовня втрое дешевле, чем Терновый венец).

В ней венец хранился до конца XVIII века, когда началась франзуская революция. Во время уличных столкновений часовне был нанесен сильный ущерб, и в 1809 году Терновый венец перенесли в Собор Парижской Богоматери, где он хранится по сей день.

Реликварий Нотр-Дам де Пари. Фото: Commons.wikimedia.org / PHGCOM

Что представляет собой Терновый венец?

Реликвия представляет собой кольцо из терновника, диаметром чуть более 20 сантиметров, помещена в особый контейнер - оклад из хрусталя и золота, повторяющий контур венца, который, в свою очередь, помещается в золоченый реликварий. В первую пятницу каждого месяца совершается торжественный вынос Тернового венца. В Нотр-Дам де Пари существует специальная должность - главного хранителя Тернового венца, который и руководит процессией.

Чин выноса совершается так: из ризницы храма выходят рыцари и дамы в черных одеждах, затем - хранители венца и католические священники. Терновый венец, извлеченный из реликвария, а также частицу Креста Господня и Гвоздь распятия проносят по собору, после чего возлагают на престол, и начинаются чтения Евангелия Страстей Господних, во время которых исполняются песнопения под аккомпанемент органа.

Поклонение Терновому венцу в Нотр-Дам де Пари. Фото: Официальный сайт Собора Парижской Богоматери

Когда чтения и песнопения окончены, начинается поклонение Венцу, во время которого верующие могут приложиться к святыне. Сам венец не покидает Нотр-Дам де Пари, однако его частицы вывозят для . Для поклонения частицу обычно закрепляют на иконе Христа.

По данным Соликамской епархии Пермской митрополии, 23 января великие христианские святыни — шип из тернового венца Спасителя и часть Его одежды — были переданы на вечное хранение архиепископу Соликамскому и Чусовскому Зосиме. В дальнейшем святыни будут постоянно находиться в Свято-Троицком монастыре города Соликамск, сообщает сайт епархии.

Терновый венец Спасителя - тот самый, который воины возложили на главу Господа Иисуса Христа, усугубляя Его страдания, - хранится во Франции, в Соборе Парижской Богоматери. На протяжении многих веков он служит объектом поклонения.

«Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу» (Ин. 19:1-2).

Первый исторический документ, в котором упоминается эта реликвия, датирован 409 годом. В то время венец хранился в Иерусалиме, куда уже тогда стекалось множество паломников. Терновые шипы были в качестве дара направлены соборам и храмам различных христианских стран. Некоторым из паломников в качестве подарка вручались отдельные шипы из венца.

В 1063 году терновый венец был перевезен в императорский дворец в Константинополе. А в 1204 году столицу Византии захватили, сожгли и разорили крестоносцы. В 1239 году вывезенные реликвии, включая терновый венец, доставили в Париж.

Терновый венец представляет кольцо из терновника диаметром более 20 см. Его первоначальный вид практически не поддается восстановлению, так как на протяжении многих столетий фрагменты реликвии раздавались верующим.

Что касается Туники Спасителя, то согласно евангельскому повествованию, Его хитон — Риза Господня — по жребию достался одному из воинов:

«…Воины же, когда распяли Иисуса, взяли Одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили Ризы Мои между собою и об Одежде Моей бросали жребий…» (Ин. 19: 23-24)

Хитон (другое название —Туника) из мягкого, тонкого верблюжьего волоса когда-то соткала сама Пресвятая Богородица. Его называют нешвенным, так как он не имеет швов. По церковному преданию, Хитон был выкуплен первыми христианами у воинов, распинавших Христа и деливших по жребию Его одежду. В IV веке святыня обретена в Палестине святой царицей Еленой. В 800 году византийская императрица Ирина передала бесшовную Тунику в дар императору Карлу Великому как символ неделимости Римской империи. С тех пор святыня хранится в монастыре Божией Матери в Аржантёе, в предместье Парижа. В 2012 году частица Хитона была передана в Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь Русской Православной Церкви в Ростове Великом.

В конце ХХ века Тунику исследовали ученые. Они установили, что на ней находятся пятна крови, положение которых, на спине и плече, указывают на травмы, полученные при бичевании и несении креста. Ученые также сделали выводы, что раны и пятна крови, запечатлевшиеся на Хитоне, идентичны тем, что сохранились на Туринской Плащанице, а сама ткань святыни датируется I веком от Р.Х.

Ежегодно в монастырь в Аржантёе для поклонения Хитону Спасителя стекаются сотни тысяч паломников со всего мира. Известны многочисленные случаи исцелений по молитвам Господу Иисусу Христу перед святыней.

Святыни будут постоянно находиться в Свято-Троицком монастыре г. Соликамска.

В соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится одна из величайших святынь христианского мира: Терновый венец Спасителя - тот самый, который воины возложили на главу Иисуса Христа, усугубляя Его страдания.

Терновый венец Христа, хранящийся в Нотр-дам де Пари (Франция)

Венец заключен в круглый хрустальный корпус, украшенный золотым растительным орнаментом.

На фото хорошо видно, что стеклянный корпус состоит из трех одинаковых секторов, соединенных непрозрачными перемычками.

Эти перемычки закрывают места рассечения Венца.

Во время революции терновое плетение из предосторожности был разрезано на три части, чтобы тайно вывезти из обезумевшего Парижа хотя бы часть Святыни.

Однако все части благополучно сохранились.

В Х-ом веке венец был перенесен из Иерусалима в Константинополь, где хранился в храме при императорском дворце.

Долгое время большинство святынь христианского мира хранилось в Византийской Империи.

В том числе и Терновый Венец, который некогда был передан Иерусалимской Церковью царице Елене.

Царьград был столицей пилигримов. Особенно в те времена, когда Святая Земля была для них закрыта.

До наших дней сохранилось описание реликвий страстей Христовых, сделанное Николаем Месаритом - ризничим государева храма.

Оно было составлено в 1200 году, то есть ровно за четыре года до разграбления Константинополя крестоносцами.

Вот что он пишет: «Первым для поклонения предлагается терновый венец.

Ещё зеленеющий, цветущий и остающийся нетленным, так как был причастен к бессмертию от прикосновения главы Христа.

На вид он негрубый, при прикосновении не колючий, выглядит благоцветным, и если можно было бы дотронуться - гладкий и нежный.

В 1204 году произошло событие, окончательно разделившее Церковь на западную и восточную.

Католики-крестоносцы штурмом взяли Константинополь.

То, что начиналось как освобождение Иерусалима от иноверцев, закончилось разбойным нападением на дом церкви-сестры.

Установив здесь свою империю и собственный патриархат без малого на шестьдесят лет, рыцари варварски разграбили Византию.

Часть святынь была навсегда утрачена, часть - расхищена и растаскана по всей Европе.

Во время правления латинского императора Балдуина II королю Франции Людовику IX были проданы многочисленные христианские святыни, находившиеся в Константинополе, среди которых был и Терновый венец Спасителя.

В августе 1238 года король Людовик, прозванный Святым за свою веру и великое благочестие, торжественно встречал эту святыню за 40 км от Парижа.

Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и вместе со своим братом нес ее на плечах.

В 1241 году в Париж была принесена частица Креста Господня.

В рекордные сроки, с 1243 по 1248 гг., для этих реликвий в центре Парижа на острове Ситэ была воздвигнута Сент-Шапель - Святая часовня, один из шедевров готической архитектуры - на строительство которой было затрачено денег в два раза больше, чем заплачено за сам Терновый венец.

Вместе с венцом и фрагментом честного креста здесь хранился также один из гвоздей, вбитый в тело Христа.

Терновые шипы, а их было около 70, были в качестве дара направлены соборам и храмам различных христианских стран.

Во время Революции Сент-Шапель была закрыта, а святыни перенесены в Национальную Библиотеку.

Благодаря конкордату 1801 года между Наполеоном I и римским папой святыни были возвращены парижскому архиепископу.

В 1806 году Терновый венец и другие святыни, запаянные в специальные стеклянные капсулы, были размещены в сокровищнице собора Notre-Dame de Paris, где хранятся до сих пор.

В первую пятницу каждого месяца и каждую пятницу Великого поста в три часа дня Терновый венец выносится для поклонения.

В Страстную пятницу с 10 до 17 часов выносится также частица Креста Господня.

В другие дни года доступа к этим святыням нет.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что даты Великого поста у католиков и у православных очень часто не совпадают.

Поэтому, чтобы прийти поклониться святыням, нужно прежде ознакомиться с католической пасхалией.

Плат Божией Матери

Во французском городе Шартре, в 70 километрах от Парижа, стоит собор, внесенный мировым сообществом в число красивейших храмов планеты.

Он был построен в девятом веке специально для одной из самых удивительных святынь христианского мира - Покрова Божией Матери, который Пресвятая Богородица носила от Благовещения до Рождества Христова.

По латыни эта священная для всех христиан реликвия называется Санкта-Камизия - Святая Срачица по-славянски, то есть туника.

Согласно некоторым предположениям, эта та самая Риза Божией Матери, которая некогда хранилась в Константинополе и в 860 году спасла Царьград от нападения русских князей Аскольда и Дира.

По крайней мере, ее часть.

А если это так, то, вполне вероятно, что Шартрская святыня - эта та Честная Риза, в которой Дева Мария спеленала новорожденного Младенца Христа.

И Византийская и Французская традиция связывают Святую Срачицу с Рождеством, а в истории Церкви известно немало случаев, когда одна и та же святыня разделялась на части и почиталась в разных местах.

Более того, по данным шартрских архивов, Санкта Камизия была подарена Императрицей Ириной Карлу Великому по случаю его коронации.

А в 876 году его внук - Карл Второй, по прозвищу лысый - подарил Тунику шартрской церковной общине.

Через 35 лет во Франции от этой Ризы произошло такое же чудо, как и за полвека до этого в Константинополе.

В 911 году на город напали викинги под предводительством знаменитого Роллона. Епископ Шартра вынес чудотворный Покров Божией Матери на городскую стену и обратился к осаждавшим с проникновенным словом увещания.

Свирепые северяне ушли, не тронув города, а Роллон вскоре принял крещения, точно так же, как в свое время это сделал наш князь Аскольд.

P.S. Покров Божией Матери, хранящийся в Шартре, представляет собой фрагмент шелковой ткани бледно-бежевого цвета длиной около 2 метров и шириной 46 сантиметров.

Первоначально его длина составляла 5,5 метра, но во время французской революции духовенство Шартра разделило плат на несколько частей, которые были розданы людям, сохранившим верность Господу в эти кровавые времена.

В 1819 г. самый большой фрагмент плата возвратили в собор.

Хитон Богородицы

Хитон -платье Матери Божией, которое Она, согласно христианским преданиям, даровала Православной Церкви как залог Своего покровительства и заступничества.

Замечательна история этой величайшей святыни всего христианского мира.

Пречистый Хитон завещан был Пресвятой Девой перед Успением Своим двум бедным вдовицам в Назарете, служившим Ей и получавшим от Нее пособие.

Одна из этих вдовиц пожелала, что бы сей благословенный дар всегда вверялся по наследству от одной девице к другой.

Так, в течение трех веков Священный Хитон с великим благоговением сохранялся на Святой Земле.

Ныне Пречистый Хитон хранится в Зугдидском музее(Грузия).

Еще десять лет назад Христианский мир молчал о местонахождении Хитона Божьей Матери.

Просто об этом ничего не было известно. Раскрытие этой тайны, равнозначное чуду, произошло в Зугдиди.

Хитон находился в стенах дворца князей Дадиани.

После развала Советского Союза эту новость первой объявила обществу хранительница сокровищницы Лили Бераия.

В 2000 году произошло новое чудо - на Хитоне появилось изображение Иисуса Христа.

Увидеть его можно только с помощью кинообъектива.

Ученые пока не установили, знак ли это Свыше или создание рук человеческих.

Беседу с исследователем Георгием Каландия мы начали именно с истории самой святыни.

После Успения Пресвятой Богородицы это величайшее сокровище. Христианства было передано Греческой Церкви.

Его хранили монахи.

Позднее проходящие через Грецию братья византийского Императора Льва Великого Калвин и Кандид в одном из женских монастырей узнали от насельниц о чудодейственной силе Хитона Божьей Матери - от него исцелялись болящие.

В келье, где находилась святыня, лежало много больных.

Кандид и Калвин пожелали завладеть этой святыней и по возвращении своем из Палестины изготовили точно такой же ковчежец, подобный тому, в котором находился Хитон.

Ночью они поменяли ковчежцы.

Византийский император отнесся к святыне с большим уважением и поместил ее в специально построенный для этого монастырь Влахернской Пресвятой Богородицы.

Но в дальнейшем Хитон считался потерянным.

Первые сведения о нем появились в V веке.

До XIV века все исторические источники подтверждают, что Хитон находится в столице Византийской империи Константинополе.

После падения Византийской империи один Архиепископ привез в Мингрелию эту святыню, чтобы спасти ее от мусульман.

В Грузию также попала средняя часть пояса Хитона Божьей Матери, на котором руками самой Пресвятой Богородицы вышито Ее изображение.

По одним из исторических источников, его вывезла из Византии супруга Баграта III Елена и поместила в Бедийский монастырь.

Затем Хитон Божьей Матери появился во дворце Дадиани, откуда его перенесли в Хобский монастырь.

В 1936 году, когда святыни, изъятые из церквей и монастырей, передали в музеи, Хитон Божьей Матери снова вернулся во дворец Дадиани.

Насколько вероятно, что изображение Иисуса Христа сделано рукой человека?

Его изображение обнаружили с помощью кинообъектива операторы студии «Матиане» («Летопись») Гурам Рогава и Давид Асатиани.

В Христианском мире существует три нерукотворных изображения Христа: на Убрусе, Туринская Плащаница и изображение Спасителя на Хитоне Божьей Матери в Зугдиди.

Если бы это было сделано рукой человека, то изображение можно было бы видеть невооруженным глазом.

Что вы ожидаете от научного исследования?

Необходимо провести серьезное научное исследование в самых престижных европейских лабораториях.

Для этого нужно изъять два миллиграмма пыли из ткани Хитона и для подтверждения возраста провести углеродный анализ.

Если подтвердится, что Хитону действительно две тысячи лет, споров будет меньше.

Необходимо также провести электромикроскопическое исследование заснятых нами фотопластинок, а также биологическое исследование.

О чудодейственной силе Хитона Божьей Матери существует много преданий.

Как они отразились в исторических источниках?

Первое чудо зафиксировано в 632 году.

Известно, что Хитон Божьей Матери два раза спас столицу Византии Константинополь от нашествия сарацин и египтян.

Однажды Константинополь шесть дней находился в окружении армии сарацин, возглавляемой известным предводителем Моавом.

Патриарх Фотий вынес Хитон и коснулся им моря, и бурные волны поглотили вражеские корабли…

Одно чудо было зафиксировано в Грузии в 1891 году. Разбойники украли Хитон из Хобского монастыря.

В исторических источниках написано, что все население Мингрелии и Хоби приняло участие в его розыске, но безрезультатно.

Однако через три дня Хитон был найден чудесным образом - в лесу, на месте, светящемся необыкновенным светом.

В XVII веке Антиохийский Патриарх Макарий писал в Иерусалимскую Патриархию: «Я счастлив тем, что нахожусь в Мингрелии в Цаленджикском монастыре и передо мной лежит Хитон Божьей Матери и я смотрю на него».

Макарий Антиохийский положил дорогую ткань на Хитон, вырезал по нему аналогичный и освятил.

Копия Хитона как святыня и сегодня находится в Константинополе (ныне - Стамбул).

В каких условиях сейчас хранится Хитон?

Я не согласен с мнением, будто Хитон Божьей Матери не должен храниться в музее.

В одном из исторических источников прямо написано, что осматривать Хитон без разрешения никому нельзя.

Поэтому и оправдано нахождение Хитона во дворце Дадиани.

Видеть Хитон мог только Император, и то всего три раза в год.

Это была очень высокая честь.

На этом этапе постановлением грузинской Академии Наук вообще запрещен всякий перенос Хитона.

Сегодня он находится на том же месте, которое Леван Дадиани назвал Башней Девства, и содержится в необходимых для него температурных условиях.

Напомню, что Ватиканский музей позволяет показ Туринской Плащаницы лишь раз в десять лет.

Не скажу, что и у нас должно быть то же самое, но факт: в сегодняшних условиях перенос Хитона раз в год сопряжен с большими хлопотами.

Верующие могут прийти в церковь Влахернской Богородицы, которая расположена рядом с хранилищем Хитона.

Если мы допустим всех желающих прикладываться к Хитону, то, возможно, это уникальное сокровище Христианства рассыплется у нас в руках.

P.S. После фиксации факта появления изображения Иисуса Христа на Хитоне интерес к Христианской святыне и количество желающих увидеть эту реликвию день ото дня возрастают.

Сюда приезжают больные.

Приезжают иностранцы, которые своими глазами желают видеть одеяние, которое носила Сама Пресвятая Богородица.

В связи с этим как-то особенно чувствуют себя и жители Зугдиди, которым выпала такая честь в Уделе Божьей Матери.

Www.katehizis.ru/forum/index.php?showtopic=3346

Хитон Спасителя

Хитон Спасителя находится в Германии

По одному христианскому преданию, Пресвятая Богородица, умелая рукодельница, соткала для маленького Иисуса хитон из мягкого, тонкого верблюжьего волоса.

С детства Иисус ходил в нем и носил его всю земную жизнь.

До наших дней сохранилось два хитона, возможно принадлежащие Спасителю.

Один находится в городе Аржантёй (под Парижем), другой в немецком городе Трир.

Аржантёйскую реликвию считают просто туникой без шва, отрицая право церкви из немецкого города Трир называть свою реликвию Tunica inconsutilis.

Споры не умолкают и по сей день.

Туника - древнеримская одежда, род рубахи, носившейся под тогой. Этот вид мужской одежды у древних греков назывался хитон - широкая свободная рубашка с рукавами из льна или шерсти (до колен или ниже).

Во времена земной жизни Спасителя эта мужская одежда была очень простого покроя: длинный кусок материи складывался вдвое и сшивался по краям.

Наверху оставляли отверстия для рук и делали разрез для головы.

Цельное одеяние ткали на достаточно широком станке, рукава делались короткими или длинными.

Мужская рубаха, стягиваемая поясом, отличалась сдержанностью окраски и могла быть коричневой, желтой, черной или полосатой.

Если требовалась свобода движений во время работы, рубаху укорачивали, подтыкая ее края под пояс, что называлось «препоясать чресла» и означало готовность к действию.

Начиная где-то с XIII века аржантёйскую реликвию стали почитать и как Tunica inconsutilis (тунику без шва), которая была на Иисусе во время Его Страстей.

В самом деле, эта одежда покрыта пятнами, как от крови.

По легенде, в начале ІХ века хитон Иисуса подарила франкскому королю Карлу Великому защитница почитания святых икон и реликвий византийская императрица Ирина.

Тогда он и был доставлен из Константинополя во Францию.

Император поместил его на хранение в город Аржантёй (под Парижем), где он находится и ныне.

В годы Французской революции возникла угроза существованию реликвии.

После разграбления бенедиктинского женского монастыря хитон Христа в 1791 году был впервые перенесен оттуда в приход.

В 1793 году его пастырь, опасаясь, что святыню отнимут и надругаются над ней, разрезал хитон на части и спрятал в разных местах.

Спустя два года четыре части хитона — одна большая и три поменьше — были найдены и возвращены в церковь.

Возможно, поэтому нынче у снова цельного хитона рукава только до локтей.

В 1865 году реликвия перенесена в новый аржантёйский храм. Ученые изучают святой хитон. Примерно с начала XIX века его считают просто туникой без шва, отрицая право церкви из немецкого города Трир называть свою реликвию Tunica inconsutilis.

Ученые, однако, признают, что она является настоящей одеждой Иисуса Христа.

В свою очередь сторонники трирской традиции утверждают, что аржантёйская одежда — Cappa pueri Jesu.

По христианской традиции, подтверждаемой старинными документами, императрица Римской империи св. равноапостольная Елена, увлеченно собиравшая христианские реликвии, отправила в свой родной город Трир (расположенный на границе с Люксембургом и в христианской иерархии того времени занимавший второе место после Рима) несколько святых реликвий, среди них и тунику Христа.

Древнейшими (хотя их подлинность полностью не доказана) свидетельствами этого факта являются древняя табличка из слоновой кости (некоторые ученые датируют ее V—VІ, а другие — более ранним веком), хранящаяся в сокровищнице трирского собора, в которой речь идет о перенесении реликвий в Трир благодаря св. Елене, и «Диплом Сильвестра», который находится в древнем архиве города и был прислан Папой Римским Сильвестром I (314—335 гг., когда он занимал папскую кафедру) в трирскую церковь.

Около 1100 года — это безоговорочно доказывают документы — жители Трира были убеждены, что у них хранится одежда без шва, принадлежавшая Христу, и что эта одежда подарена св. Еленой.

В Житии св. Агритиуса, епископа Трирского, написанном в ХІ веке (перед 1072 годом), упоминается о реликвиях, присланных св. Еленой Агритиусу в Трир.

Из «надежной традиции предков» известно, что одно время набожный епископ Трирский хотел открыть ковчег реликвий, хранившийся в сокровищнице собора.

Там находилась и одежда Господа, о которой одни говорили, что это туника без шва, а другие — что это Багряница, в которую облачили Иисуса во время Его Страстей.

Трирскую святыню из-за опасения утери, уничтожения или хищения в период непрекращающихся войн и междоусобиц тайно и тщательно прятали в разных укромных местах.

Хитону Спасителя поклонялись бывавшие в Трире святитель Афанасий Великий (335 и 340 г.), святитель Мартин Милостивый (370-380), участники Трирского Собора (386).

Согласно информации, полученной в трирском соборе, в 1196 году одеяние Иисуса Христа замуровали в алтаре на восточном клиросе, где оно находилось несколько столетий.

Существует несколько версий относительно того, когда впервые извлекли из тайника и продемонстрировали молящимся трирскую святыню.

Одна из них гласит, что это произошло в 1512 году по настоятельной просьбе императора Максимилиана.

В документах собора значится, что хитон выставляли для обозрения и поклонения в 1891, 1933 и 1959 годах.

Драгоценный ковчег помещался на возвышенном месте, а святыню для лучшего обозрения и поклонения верующим прикрепляли в вертикальном положении под стеклом.

Имеются сведения и том, что святыню непродолжительное время показывали паломникам в 1996 году.

Нерегулярно, несколько раз в году, без предварительного объявления или оповещения паломников, а также, не приурочивая это событие к каким-либо праздникам, служители собора разрешают молящимся войти в часовню-святилище, где с соблюдением строжайших условий хранится хитон Господа нашего Иисуса Христа.

В соборной хронике имеются документальные записи о том, как в разные годы происходили чудеса и являлась помощь Божия многим людям, сумевшим прикоснуться к святыне или помолиться около нее.

В 1960-1975 годах трирский собор подвергся капитальной реставрации, и после этого святое одеяние стали хранить в специально построенной для этой цели часовне-святилище.

В центральной части собора, справа от главного алтаря, находится специальный вход в часовню, представляющую собой двенадцатиугольный мемориал.

Войти в часовню или подойти совсем близко к ковчегу со святыней невозможно, их можно только обозревать на некотором расстоянии сквозь зарешеченное стекло.

Верующие и паломники молятся за решеткой у часовенного порога.

Сначала их взор останавливается на золотом кресте висящем на фоне темно-синего «вечернего» неба, украшенного яркими звездами из горного хрусталя.

Под крестом находится обильно украшенный драгоценностями стеклянный ковчег, в котором прячутся два других - серебряный и золотой - последовательно вставленных друг в друга.

Под толстым бронированным стеклом горизонтально расстелен хитон Иисуса Христа.

Кстати, в Трире его чаще называют туникой (der heilige Rock Jesu Christi).

Археологические исследования 1890 и 1891 годов показали, что «материал простой коричневого цвета ткани — судя по всему, лен или хлопок».

На одежде не нашли никаких первичных швов, она цельнотканая.

С виду древняя и местами словно потертая — частые белесые пятна на темной ткани.

Она немного меньше аржантёйского хитона, рукава имеет тоже по локоть.

Туника, от которой исходит великая благодать, словно говорит: это — одежда Христова.

В 1196 году туника Христа была торжественно перемещена архиепископом Иоганном І из часовни собора св. Николая в только что освященный им соборный алтарь.

Помощник епископа Иоганн Энен сочинил в начале XVI века мессу, посвященную Tunica inconsutilis.

Наиболее известные демонстрации туники Христа состоялись в ХІХ веке. Первая — с 18 августа по 6 октября 1844 года.

Огромные толпы паломников — всего более миллиона — потянулись со всех сторон в Трир.

Многие чудесно исцелились.

Число паломников — 1 925 310.

В тот год Папа Лев ХІІІ официально провозгласил святыню как Tunica inconsutilis и дал индульгенцию ее пилигримам.

В 1894 году епископ Корум, устраивавший эту последнюю экспозицию, издал перечень чудес и Божьей помощи, связанной с ними.

Что касается подлинности трирского хитона, то хранители святыни утверждают, что установить это в наши дни, спустя столько столетий, практически не представляется возможным, хотя ученые и специалисты, изучавшие в разные годы хитон, сходятся во мнении, что его возраст относится к I веку.

Исследования, проводившиеся в 1890-1891 годах, свидетельствуют, что одеяние Иисуса Христа «выполнено из льняной (хлопковой) ткани коричневого цвета и на одеянии не имеется шва.

Оно прошито золотыми нитями из Китая».

Эти нити специально были доставлены в Трир «для обработки» святыни.

Другая экспертиза показала, что на хитоне обнаружен тот же состав растительной пыльцы, который встречается на известной Туринской плащанице.

Служители собора с сожалением констатируют, что из-за длительного и часто неправильного хранения хитон Иисуса Христа стал очень ветхим: в некоторых местах, особенно в многочисленных складках, ослабли или разошлись нити.

Для жителей Трира и многочисленных паломников, прибывающих сюда из Германии или из-за рубежа, святое одеяние «является символом Спасителя».

И хотя верующие люди едва ли нуждаются в материальном подтверждении своей веры, но им отрадно сознавать, что почти в самом центре Западной Европы находится еще одна великая святыня, свидетельствующая о земной жизни Иисуса Христа.

P.S.Есть два предания, связанных с местонахождением Хитона Господня.

По преданию Грузинской Православной Церкви, эта святыня была принесена из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели.

Другое предание восходит к святой равноапостольной Елене, матери императора Константина.

Пребывая на Святой Земле, она отыскала там многие святыни, связанные с обстоятельствами жизни Иисуса Христа, в том числе и Его Хитон.

По распоряжению святой Елены, этот Хитон был перевезен в любимый ею Трир и оставлен там.

В настоящее время обе святыни — и грузинская, и трирская — равно почитаемы.

P.S.S.Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном.

Www.katehizis.ru/forum/index.php?showtopic=3346