Церковь антипы, епископа пергамского, на колымажном дворе. Церковь священномученика антипы, епископа пергамского, на колымажном дворе Антипы на колымажном

Церковь антипы, епископа пергамского, на колымажном дворе. Церковь священномученика антипы, епископа пергамского, на колымажном дворе Антипы на колымажном
Церковь антипы, епископа пергамского, на колымажном дворе. Церковь священномученика антипы, епископа пергамского, на колымажном дворе Антипы на колымажном

Церковь Священномученика Антипы, епископа Пергамского, на Колымажном дворе

Пожалуй, ни с одной другой церковью Москвы не связано столько загадок. Кроме того, сложно назвать другой московский храм, под сводами которого собирались столь разные по социальному положению и статусу прихожане.

Одной из загадок, связанных с церковью Антипия или храмом Священномученика Антипы, епископа Пергамского, на Колымажном дворе, – это местоположение. Неизвестно, почему именно на этом месте церковь была воздвигнута и освящена во имя Антипы, епископа Пергамского, ученика святого апостола Иоанна Богослова. Церковь расположена поблизости от Кремля, в четырехстах метрах на юго-запад от Боровицкой башни, в одной из древнейших населенных частей Москвы – Занеглименье.

Часть Занеглименья, в которой находилась Антипиевская церковь, Чертолье (Черторье), упоминается в летописях с 1365 года. Одно из ранних известных названий церкви Антипия – «что в Чертолье». Чертольская улица, пролегавшая по руслу современной Волхонки, в нескольких десятках метров на юг от церкви, приобрела особое значение с 1524 года, после основания Новодевичьего монастыря в память освобождения Смоленска.

Церковь Антипия на Колымажном дворе (Храм Священномученика Антипы на Колымажном дворе)

Другая загадка – это время возведения церкви. Историки датируют её строительство 1530–ми годами. Но есть версия, что первую деревянную церковь на этом месте выстроил итальянский архитектор Алевиз Фрязин в 1514 или 1519 году. Иногда считают, что он построил здесь другой храм, во имя митрополита Петра, а на его месте позднее построили (или перестроили) новую Антипьевскую церковь. Сохранившийся до наших дней храм представляет собой сложное архитектурное напластование. Считается, что его основа за века обросла новыми пристройками. Архитектура и стилистические приемы архитектурного убранства (солнце, выложенное в куполе, маломерный кирпич) свидетельствуют о сильном влиянии итальянского зодчества или о подражании ему. Всё это подогревает версию о возможном авторстве Алевиза, который вполне мог построить слободскую церковь для царских слуг.

Третьей загадкой оказалось имя тех, кто финансировал строительство храма. Считается, что в устроении храма участвовала семья Скуратовых, чья усадьба вплотную примыкала к нему с восточной стороны. Известно, что первоначально эта церковь появилась в слободе царских конюхов, живших тут, подле Кремля, ещё с XIV века. После страшного пожара 1547 года сюда же был перенесён из Кремля и сам царский Конюшенный двор, отчего местная слободская церковь стала называться «что у Государевых больших конюшен». Прежде же царский Конюшенный двор находился в Кремле, около Комендантской башни, которая именовалась тогда Колымажной, – от колымаг, экипажей, которые делали для царского двора.

Редчайшей особенностью Антипьевской церкви стали две алтарные апсиды вместо традиционной одной: в большой апсиде находился алтарь с главным престолом, в другой, меньшей – придел во имя св. Григория Декаполита. У этого придела была собственная глухая главка. Его сооружение учёные и приписывают семье Скуратовых. По одной версии, его строил во имя небесного патрона сам Малюта Скуратов, бывший в крещении Григорием. Известно, что Антипьевская церковь служила фамильной усыпальницей Скуратовых.

Местонахождение усадьбы самого Малюты до сих пор вызывает множество споров. Но одно известно точно: в годы правления Ивана Васильевича Грозного территория от Пречистенской набережной до Большой Никитской улицы была отдана в опричнину.

С Антипьевской церковью, которая ко времени опричнины уже точно стояла, связывало Ивана Васильевича не только имя Малюты Скуратова. По легенде, в этом храме Иван Грозный венчался со своей очередной женой. Русский царь чтил этого святого, и среди его родовых моленных святынь был зуб св. «Онтипия Великого», окованный серебром. Правда, есть и другая версия, почему Грозный облюбовал эту местность, – неподалеку стоял его Опричный дворец. Ещё в конце XIV века на высоком холме в Старом Ваганькове (где теперь дом Пашкова) был возведён дворец великой княгини Софьи Витовтовны, жены Василия I, прапрадеда Ивана Грозного. В тех краях поселился и сам Грозный, объявив опричнину. Один из местных подземных ходов якобы направлялся в сторону Колымажного двора, где находилась усадьба Скуратовых.

Надо сказать, что исторические загадки мало волновали многочисленных прихожан. А их число и в самом деле было велико. А всё потому, что именно под сводами этого храма совершалось самое большое количество исцелений от самого неприятного недуга – зубной боли. Храм, посвященный святому, прославленному избавлениями от зубной боли, привлекал в свои стены всю Москву. Здесь молились и цари, и вельможи, и простые горожане. Порой, к иконе святого Антипы подносились подвески с изображением зуба и с молитвой о здравии.

Царь Алексей Михайлович не раз хаживал на богомолье «к Антипию» с первого же года своего правления. Известно, что он однажды положил к образу чудотворца «два зубка серебряных». Именно при Алексее Михайловиче старый государев Конюшенный двор стал Колымажным. Было выстроено новое каменное здание, где вместо конюшен под навесом было устроено хранилище царских экипажей и «всего потребного» для высочайших выездов. Храм получил новое топонимическое название – «что на Ленивом торжке». Тогда вся Волхонка именовалась Ленивкой. Ленивыми торжками были древнейшие городские рынки, где крестьяне торговали с возов. Этот способ торговли дал торжкам название ленивые, то есть неоживленные. Ленивые торжки возникали обычно на всполье, на окраинах, при дорогах, где можно было свободно расставлять телеги.

Именно от церкви Антипы, что на Ленивом торжке у Старых конюшен, занялся печально знаменитый пожар в мае 1737 года. В огне погиб кремлевский Царь-колокол, сгорел Лефортовский дворец. По другой версии, пожар вспыхнул в усадьбе Милославских, стоявшей рядом с церковью.

После пожара, в 1739 году, был пристроен в камне придел Николая Чудотворца. Придел в честь великомученицы Екатерины известен с 1773 года. В 1798 году с северной стороны был пристроен придел в честь Рождества Иоанна Предтечи с западным притвором и колокольней. Эта пристройка завершила последний большой строительный период в истории храма.

В начале ХХ века в приходе Антипьевской церкви жил художник Валентин Серов. В это время уже началась работа по созданию Музея изящных искусств, который открылся в 1912 году. После революции судьбы музея и храма оказались переплетены.

Антипьевскую церковь закрыли в 1929 году. Здание было передано Центральным художественным курсам ассоциации художников революции. Затем внутри сделали жилые помещения, а позднее – подсобные помещения ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Здание реставрировалось с конца 1960–х годов, при этом старой части храма были возвращены её древние формы.

Храм был вновь освящен 25 февраля 2005 года и в нём стали проходить регулярные богослужения. Как и много веков назад, под своды уникального архитектурного и духовного памятника приходят прихожане самых разных возрастов. Ведь считается, что святой Антипа не только лечит, но и охраняет от заблуждений.

Из книги Призрак Золотой орды автора Бушков Александр

Из книги Россия, которой не было [Загадки, версии, гипотезы] автора Бушков Александр

Проклятие епископа История конфликтов коронованных владык с владыками церкви «велика и обширна есть», и даже в кратком изложении заняла бы немало толстых томов. Темой нашего очередного исторического расследования будет лишь один-единственный, практически забытый, но

Из книги Славянская книга проклятий автора Бушков Александр

Проклятие епископа История конфликтов коронованных владык с владыками церкви «велика и обширна есть», и даже в кратком изложении заняла бы немало толстых томов. Темой нашего очередного исторического расследования будет лишь один-единственный, практически забытый, но

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец Всё-таки это здорово, что в мире существуют творения, на восприятие которых не влияют ни времена года, ни погода. И каждая встреча с ними – это праздник. Такое ощущение праздника дарит вид

Из книги Ограбления, которые потрясли мир [Захватывающие истории о выдающихся криминальных талантах] автора Соловьев Александр

Серебряные подсвечники епископа - Это правда, что меня отпускают? - произнес он почти невнятно, словно во сне. - Ну да, отпускают, не слышишь, что ли? - ответил один из жандармов. - Друг мой! - сказал епископ. - Не забудьте перед уходом захватить ваши подсвечники. Вот

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

«Наставление Тверского епископа Семена» К сентенциозным сочинениям в виде сборников народных пословиц, поговорок и афоризмов примыкает и другая группа литературных памятников – наставления, поучения и нравственные проповеди. В них ставились разные вопросы, издавна

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Храм священномученика Климента, папы Римского Замоскворецкое чудо – так называли и называют храм в честь священномученика Климента папы Римского.Считается, что первая церковь была построена здесь на рубеже XV–XVI веков у так называемого замосковского Ленивого торжка.

автора Грегоровиус Фердинанд

1. Регентство Амалазунты. - Ее гений, ее заботы о науках в Риме. - Ее миролюбивое царствование. - Возрастающее значение римского епископа. - Феликс IV строит церковь Св. Косьмы и Дамиана. - Мозаики этой церкви. - Мотивы почитания этих святых Благополучие римлян

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Раздоры из-за Вальдрады. - Николай осуждает Мецский собор и лишает сана Гюнтера, епископа Кельнского, и Теутгауда, епископа Трирского. - Людовик II приезжает в Рим. - Его войска творят бесчинства в городе. - Противодействие немецких архиепископов; твердость и победа

Из книги Великая хроника о Польше, Руси и их соседях XI-XIII вв. автора Янин Валентин Лаврентьевич

Глава 135 а. О смерти плоцкого епископа В этом же году плоцкий епископ по имени Голек после недели Пасхи переселился ко Господу. Ему наследовал Петр.

автора

Из книги По Берлину. В поисках следов исчезнувших цивилизаций автора Руссова Светлана Николаевна

Из книги Соборное Уложение 1649 года автора Автор неизвестен

ГЛАВА III О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакова бесчиньства и брани не было 1. Будет кто при царском величестве, в его государеве дворе и в его государьских полатах, не опасаючи чести царского величества, кого обесчестит словом, а тот, кого он

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Двор русских императоров в его прошлом и настоящем автора Волков Николай Егорович

XII. Положение о выходах5 при Высочайшем дворе, о входе за кавалергардов, о представлении Их Императорским Величествам, о приглашениях на балы и другие при дворе собрания и о старшинстве придворных чинов и званий I. О выходахВыходом при Высочайшем дворе называется шествие

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Заканчивается реставрация и восстановление Храма Священномученника Антипия на Колымажном дворе.
И вот на днях мы имели возможность из уст очень хорошего реставратора, даже не так, Реставратора (с большой буквы. Я как всегда не запоминаю имена с первого раза, по-этому как его зовут не запомнила. Хотя им хочется в ножки поклониться за такую работу) узнать о том как они это делали и посмотреть что получилось в результате.
Историю Храма я тут рассказывать не буду. Приход очень бережно хранит историю своего Храма, что в последнее время очень редко стало встречаться.

Снимков снаружи у меня почти нет. Сблизи его снять целиком не возможно.



Храм состоит как бы из трех:

Фото не мое. Фото с сайта Архнадзора.
На фотографии это хорошо видно. Самый старый посередине самого конца 16 века 1596 года. Белый с двумя разновеликими апсидами и, что редко встречается, малая апсида дьяконник вообще-то, это придел святого Григория Декаполита имеет свою маленькую главку.
Главный престол в честь Священномученника Антипия Пергамского.



В церкви везде делают очень красивые полы в византийском стиле.




Лопатки имеют такое завершение.



штукатурка натуральная, с кирпичной крошкой. Имеет очень приятный теплый терракотовый оттенок. Можно уже и не расписывать.



Восстановлены старые порталы 16 века.


Дьяконник-придел святого Григория Декаполита. Очень аутентично сделали престол и жертвенник.


Первоначально вокруг Храма было сделано закрытое гульбище. В XVII веке вместо галереи с юга был устроен Никольский придел, в 1739-1741 годах замененный ныне существующим объемом.


высокий четверик восстанавливали. Его срубили при прошлой реставрации.

9 февраля 1739 года было «дозволено, по просьбе князя Сергея Алексеевича Голицына, вместо ветхого придела Николая чудотворца при его при­ходской церкви священномученика Антипы на Ле­нивом торжку у Старых конюшен построить вновь на том же месте на его средства, предварительно разобрав ветхий придел». К 1741 году строитель­ство придела было завершено, и его освятили 4 мая того же года. Находящийся под ним придел в честь св. великомученицы Екатерины известен с 1773 года. В здании южных приделов в середине XIX в. был разобран потолок Екатерининского придела и сделана круговая галерея на колоннах при Никольском алтаре, так, что он кажется находящимся на хорах.


в советское время тут было два этажа без всяких этих чудесных арок, балюстрад и т.д.


Верхний иконостас предела Никольского


Нижний Св. Екатерины



Сорри за качество!!!

Иконостасы тут все новые, старые не уцелели. Стараются их стилево сделать верными по фотографиям. Хорошо что не золотили дерево, как сейчас модно.


На балюстраду ведет чугунная лестница.



Я сначала подумала, надо же сохранилось каслинское литье.


Оказывается нет, это новая лестница. Отлита в Подмосковье. Ведь можем же!!


Пол тоже мозаичный



Это арочное окно связало цетральный храм с Никольским приделом

В 1798 году с северной стороны был пристроен придел в честь Рождества Иоанна Предтечи с западным притвором и колокольней. Пристройки 1798 года отмечают последний большой строительный период в истории храма.


Что интересно, вся пристройки выделены соответствующим им цветом снаружи.


В северном приделе уже почти закончена роспись. Тут она была в большей сохранности чем в остальной части. По-этому знали что писать.



купольную роспись восстанавливали. Архангелов подновили тока.



Остальное писали заново.


Иоанн Креститель. Писали сюжет по сохранившейся надписи под фреской.

"На Руси при зубной боли люди обращались к молитвенному предстательству священномученика Антипы."
Алексий II
Святейший Партиарх Московский и Всея Руси.


Сегодня я ходила на экскурсию в храм священномученика Антипы, он является небесным покровителем
стоматологов. 24 апреля по новому стилю христиане всего мира отмечают день прославления священномученика Антипы. Именем Христовым и молитвами святой Антипа исцелял болезни, особенно зубные.
Священник Рощин Дмитрий Михайлович провёл нам экскурсию. Первое в впечатления о храме чистое, открытое, светлое место. Находиться там приятно и спокойно. С 2005 года и посей момент там ведутся восстановительные работы, но даже в это время нам были рады. Священник Дмитрий радушно принял нас и рассказал о храме.
(http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?4_9135)
История храма.


После прогулки по храму и узнав о его истории, уже на выходе заметили подаренную храму икону «Святой Матроне».


Поблагодарив Священника Дмитрия за интереснейший рассказ. Приехав домой, в вдохновлённая рассказами о храме, захотелось узнать по больше, на шла в интернете сайт храма и узнала что существует «Общество православных стоматологов Москвы»
Общество православных стоматологов Москвы создано в 2007 году по благословению протоиерея Владимира Волгина, по инициативе ассоциации частных стоматологических клиник г. Москвы и на основании Соглашения о сотрудничестве между Стоматологической ассоциацией России (СТАР) и православным Приходом Храма сщмч. Антипы на Колымажном дворе от 24 апреля 2006 года.
(http://www.hramantipa.ru/?id=58)
Так же при храме существует работа с детьми и молодежью.



А ещё я узнала, что Рощин Дмитрий Михайлович являться сыном прекрасной актрисы Екатерины Васильевой (http://ekaterina-vasilyeva.narod.ru/)

сыгравшею в фильме «Чародеи» великолепную директора чародейку. Я не впервые у убеждаюсь что прекрасные, талантливые люди прекрасны и талантливы во всём, занимая с таким важным делам имея чистые намерения большая редкость в нашей жизни. Рекомендую всем посетить этот храм в центре Москвы.

Наталья Владимировна Ефимова.
Стоматологический гигиенист, член общества Гигиенистов Стоматологических России.

Адрес:

Церковь Антипы Пергамского находится недалеко от Кремля в Колымажном переулке. Вы вполне справедливо можете предположить, что и уточняющее ее название, тоже как-то связано с названием переулка. Да, в самом деле, церковь именуют еще - на Колымажном дворе. И связано название со словом «колымага». В современном языке слово употребляется в ироническом ключе по отношению к некому неповоротливому транспортному средству. Однако в давние времена так назывался тяжелый конный экипаж. А Колымажный двор, место хранения царских экипажей, построен был при царе Алексее Михайловиче. Церковь же Антипы Пергамского существовала здесь с начала 16 века.
А дальше – сплошные загадки. Неизвестно имя архитектора, хотя предполагается, что строил ее итальянец Алевиз Фрязин. Но только предполагается.

В сути своей, неизвестно и точное время возведения церкви.
Совершеннейшей загадкой остается и имя храмоздателей. Хотя есть предположения, что факт появления храма связан с именем семьи Скуратовых и даже с самим Малютой Скуратовым.
Также неизвестно и непонятно, почему в старой Москве и именно в этом месте освятили церковь во имя святого Антипы, епископа Пергамского, ученика апостола Иоанна Богослова.
Как бы там ни было, Церковь Антипы Пергамского пользовалась в столице исключительнейшей популярностью, пожалуй, как ни одна другая.

И вот почему. Представьте себе уровень медицины 16 века. И представьте себе уровень тогдашней стоматологии. Прямо скажем – никакой, ибо сия область медицины на самом деле невероятно сложна. В лучшем случае могли вырвать зуб железными клещами. Можете представить, сколько людей мучились тогда от зубной боли? Ни знаний, ни врачей, ни лекарств, ни зубных паст, ни даже элементарных зубных щеток и привычки чистить зубы. А что такое зубная боль? Едва ли вам нужно об этом рассказывать. Так вот мощи и иконы Антипы Пергамского славились как раз не просто исцелениями, а именно что исцелениями от зубной боли.

Известно, что и сам царь Алексей Михайлович ходил «к Антипию» и однажды даже положил к чудотворному образу «два зубка серебряных» - тогда был обычай подносить к иконе св. Антипия подвески в виде или с изображением зуба и с молитвой о здравии.

По легенде, в церкви Иван Грозный венчался со своей очередной женой, а среди его родовых моленных святынь был зуб святого «Онтипия Великого», окованный серебром.
Еще одна особенность храма – два алтаря вместо традиционного одного: второй освящен во имя святого Григория Декаполита.

А в целом Храм священномученика Антипы считается интереснейшим образцом храма, который сочетает постройки трех архитектурных периодов православной Москвы.

Контакты: храма священномученика Антипы на Колымажном дворе

Адрес: Колымажный пер., д. 8/4, стр. 1

Ближайшие станции метро:
Кропоткинская (340м)
Боровицкая (370м)
Арбатская (510м)

Схема проезда:

В самом центре столицы находится старинная церковь, хорошо известная москвичам как храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе. В течение многих лет в ней помещались сначала художественные курсы, затем библиотека, и лишь в годы, последовавшие за изменениями, внесёнными в нашу жизнь перестройкой, она вновь открыла двери прихожанам. О ней наш краткий очерк.

Церковь возле государевых конюшен

Во времена к северо-западу от Кремля находились царские конюшни. Издревле это место именовалось Чертольем, а в последующие годы получило название Колымажного двора, хотя государевы кареты едва ли походили на колымаги. Известно, что впервые оно упоминается в исторических документах, датируемых 1365 годом.

Поскольку ничто не делалось в те годы без Небесного покровительства, то были там возведены две церкви - во имя Зачатия Иоанна Крестителя и в честь святого великомученика Антипия Пергамского. Первая до наших дней не сохранилась (разобрана в XVIII веке), а вторая стоит и поныне, напоминая москвичам о днях давно минувшего прошлого.

Вначале храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе был деревянным, о чём свидетельствует запись, сделанная в 1530 году. Но после того как в 1547 году с его западной стороны появились конюшни с лошадками, на которых ездил (шутка ли!) сам государь, её перестроили, и стены возвели из камня. Главный же престол, а она была двухпрестольная, освятили, как и прежде, во имя верного ученика Иоанна Богослова - епископа Пергамской церкви Антипия, мученической кончиной прославившего Господа. Его память и по сей день отмечается православной церковью 24 апреля.

Одна из любимых церквей Ивана Грозного

Согласно преданию, в этой церкви венчался с одной из своих жён царь Иван Грозный, вот только когда и с какой именно - неясно, на это счет существуют разные мнения. Несмотря на то что церковный устав допускает не более четырёх бракосочетаний, любвеобильный государь умудрился сделать это семь раз - царям ведь закон не писан. Впрочем, возможно, что последние три жены были с ним не венчаны.

Храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе не случайно пользовался особым вниманием грозного царя - святого великомученика Антипу он считал одним из своих небесных покровителей, и среди наиболее почитаемых семейных реликвий хранил его зуб, оправленный в серебро.

Усыпальница Скуратовых

Известно также, что церковь возле царских конюшен стала фамильной усыпальницей рода Скуратовых, один из которых - Малюта, являвшийся главой опричников Ивана Грозного, - вошёл в историю России едва ли не как самый кровожадный злодей прошедших веков. Кстати, есть основания полагать, что он принимал действенное (финансовое, разумеется) участие в строительстве самой церкви и был погребён в ней после своей гибели в 1573 году.

После того как в 1565 году территория, на которой находилось Чертолье, была отдана Опричнине, и все, кто проживал на ней, были выселены, там начали строиться дома царских приближённых. Среди них была упомянутая в документах 1638 года усадьба государева стольника Петра Скуратова - одного из родственников Малюты. Она вплотную примыкала к церковной ограде.

Аристократы - прихожане храма

Когда в 1737 году в Москве вспыхнул один из самых страшных в её истории пожаров, храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе стал жертвой огня, как и большинство городских построек. Его восстановление по разным причинам затянулось и было завершено в 1741 году. Благодаря щедрой финансовой помощи князя С. А. Галицина удалось полностью перестроить предел святителя Николая Чудотворца, а позже добавить ещё один - в честь великомученицы Екатерины. На протяжении долгих лет в числе прихожан храма были представители самых громких аристократических фамилий, а в начале XX века одним из них стал замечательный русский художник Валентин Серов.

Конец Колымажных конюшен

В 1830 году придворная конюшня на Колымажном дворе была упразднена. Сами постройки - ещё достаточно крепкие - использовались вначале в качестве манежа для обучения верховой езде, а затем в них была размещена пересыльная тюрьма, известная главным образом тем, что в своё время из неё благополучно сбежал польский революционер Ярослав Домбровский.

К началу XX века находившиеся в ней арестанты были переведены в Бутырку, а само здание разрушено. В 1912 году на освободившемся месте был торжественно открыт Музей изобразительных искусств, которому в 1937 году присвоили имя А. С. Пушкина. Его основателем был профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев - отец известнейшей русской поэтессы Марины Цветаевой.

Курсы пролетарских художников

После октябрьского переворота храм Антипы на Колымажном дворе ещё несколько лет оставался открытым. Известно, что в 1922 году в нём был рукоположен в сан диакона будущий новомученик российский Илья Громогласов, через несколько месяце после этого расстрелянный по обвинению в организации сопротивления изъятию церковных ценностей.

Закрыт храм священномученика Антипы на Колымажном дворе был в 1929 году. Его здание вначале планировали использовать для размещения в нём библиотечных фондов, но затем приняли решение о передаче его в распоряжение курсов, готовивших так называемых «художников революции», призванных кистью и резцом воспеть великие свершения народа-победителя.

Просвещённые варвары

Несмотря на то что со временем были разобраны главный купол и один из пределов, храм Антипы на Колымажном дворе всё же постигла не самая худшая участь - могли бы и вовсе разрушить, как сделали это с тысячами церквей и монастырей по всей России. Но, тем не менее, творческие работники, в ведение которых была передана церковь, обошлись с ней по-варварски.

Из описания, составленного в 1966 году, видно, что постройка приобрела к этому времени заброшенный и неряшливый вид. Крыша на колокольне отсутствовала, а со стен свисали куски прогнившей обрешётки. В сохранившихся до той поры куполах зияли дыры, и всюду виднелись следы обвалившейся штукатурки. При этом частично храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе использовался под жильё художников-певцов новой жизни, а в остальной его части размещался склад.

Возрождение былой святыни

Шло постепенно, начавшись ещё в 1968 году - задолго до того, как на волне перестройки государство стало возвращать церкви изъятую у неё недвижимость. Однако реставрационные работы тех лет коснулись лишь фасада здания, так как внутри него помещалась библиотека Музея изобразительных искусств.

В наши дни храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе, адрес которого: Москва, Колымажский пер., 8/4, стр.1, стал одним из многочисленных приходов столицы. В собственность православной церкви он был передан в 2005 году, но ещё задолго до этого при нём образовалась община, которую возглавил тогда протоиерей Владимир (Волгин).

Храм Антипы на Колымажном дворе: расписание богослужений

Уже в 2016 году на должность настоятеля церкви был назначен иерей отец Андрей (Щенников). Под его руководством во всей полноте развернул свою религиозную жизнь храм Антипы Пергамского на Колымажном дворе. Расписание проводимых в нём богослужений следующее: в будние дни утренние службы начинаются в 8:00, а вечерние в 17:00. В праздничные и выходные дни в 9:40 к ним добавляется поздняя литургия. Обо всех вносимых в график изменениях заблаговременно сообщается на принадлежащих храму интернет-сайтах.