Конспект познавательно - исследовательской деятельности для детей среднего дошкольного "весна в деревне". Конспект ОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Международный день птиц Занятие познавательно исследовательс

Конспект познавательно - исследовательской деятельности для детей среднего дошкольного "весна в деревне". Конспект ОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Международный день птиц Занятие познавательно исследовательс

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.

Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность.

Тема: «Кора дерева»

Программные задачи: Расширять представления детей о мире растений, о деревьях. Уточнить с детьми названия частей дерева, понятие «кора», для чего она служит дереву, какими свойствами обладает, рассказать о лечебных свойствах коры и деревьев. Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная, в отличие от коры старого дерева). Закрепить название профессии людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными. Уточнять и расширять знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из коры деревьев. Закрепить названия деревьев, растущих у нас в детском саду. Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности. Воспитывать экологическое сознание, развивать интерес к экспериментированию. Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.

Методы и приемы: беседа - диалог, художественное слово, рассматривание иллюстраций, опыты, продуктивная деятельность дошкольников, выводы, умозаключения, подведение итогов.

Предшествующая работа: беседы о деревьях, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, наблюдение за деревьями на участке, дидактические игры.

Материалы и оборудование: кусочки коры деревьев (березы, ели, липы, сосны); кусочки смолы; веточки тополя; лист бумаги, краска; схема сухого дерева, нарисованные листья березы; образцы предметов, сделанных из бересты, из коры дуба, липы, картинки по теме.

Ход НОД:

Ребята, в выходные дни я была в парке и встретила там лесника. Он мне передал для вас конверт с туеском. Давайте почитаем письмо и узнаем, о чем в нем говорится (читает письмо, в котором загадка).

Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший,

Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек. (Дерево.)

Совершенно верно, это дерево (показывает плакат).

Из каких частей состоит дерево?

Правильно, корни, ствол, ветки, листья.

Как вы думаете, дерево живое или нет? (предположения детей)

Почему вы считаете, что дерево неживое? (дерево не может ходить)

Почему вы считаете, что дерево живое?

Да, дерево не умеет ходить, но оно дышит, питается, растет, размножается, а значит оно живое.

Как дышит дерево?

Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни людей.

Но мы с вами забыли еще об одном подарке лесника.

Что это? (Туесок.)

Откроем туесок и посмотрим (показывает образцы коры, раскладывает их на столе).

Дети, как вы думаете: что это?

Правильно, это кора. Для чего дереву нужна кора? Как вы думаете?

Верно, кора защищает дерево. А от чего она его может защищать?

Да, дети, кора защищает дерево от солнца, мороза, ветра, от того, чтобы не вытекал сок, от вредных насекомых.

Как вы думаете, кора защищает только ствол дерева? (Нет, и ветки.)

Давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится. «Разденем» веточку (осторожно, придерживая рукой, отделяет часть кожицы).

А что находится под корой деревьев? (Древесина).

Правильно, а в древесине находятся сосудики, по которым течет сок.

А какая сама кожица? (Тонкая, гибкая, мягкая.)

Да, мы легко отделили ее от древесины. Дети, вы сказали, что корой покрыто все дерево: и ствол, и ветки. Почему же хочется сказать, что на ветках кожица?

Потому что кора - жесткая, толстая, а кожица тонкая, мягкая.

Кожица - это тоже кора, только молодая. Как вы думаете, как можно определить возраст дерева по коре?

Верно, чем дерево старше, тем кора толще, тверже. Давайте посмотрим на кусочки коры на этом столе. Найдите кору молодого дерева. Объясните, почему вы так думаете. Какая она?

Найдите кору старого дерева. Объясните, почему вы так думаете. Какая она?

Обратите внимание ребята на стволах старых деревьев трещин больше, чем на стволах молодых (как и морщин на лицах людей). С возрастом кора у этих растений лопается, так как не способна растягиваться. Под старым слоем нарастает новый.

Возьмите и опустите кусочек коры в емкость с водой и понаблюдайте, что происходит.

Почему кора не тонет? Откуда берутся пузырьки воздуха? Для чего в коре находится воздух? (предположения детей)

В коре много мелких полостей, заполненных воздухом, который не пропускает тепло и холод. Поэтому летом дерево не перегревается на солнцепеке, а зимой уберегается от стужи. К тому же кора не пропускает ни влагу, ни пыль, ни вредные газы, ни споры грибков.

Дети, а вы знаете, что деревья растут всю жизнь. Внутри ствола есть кольца, которые хорошо видны на срезе, например, на поверхности пней. Посмотрите на этот спил дерева. На нем тоже есть кольца. Эти кольца называются годичными, по ним можно узнать возраст дерева и историю его жизни. Рассмотрите внимательно кольца через лупу и посчитайте их. На поверхности спила выделяются светлые и темные полоски. Более светлые образуются весной, более темные - летом. Если у дерева кольца широкие, - значит, оно росло быстро, в хороших условиях, когда было много тепла и дождей. Узкие же говорят о том, что растение переживало засушливые или холодные годы, бывает так, что кольца с одной стороны широкие, с другой - узкие. Возможно, возле дерева росло другое растение, которое затеняло часть его ствола. Отдельные темные участки на срезе рассказывают о том, что дерево пострадало от пожара. Если с одной стороны кольца вытянуты, - ствол был наклонен, если кольца сжаты -
замедлился рост.

Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева? (Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги.)

А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых? (Больные.)

Как определить, узнать, что дерево болеет? (Листья вянут, кора трескается.)

А от чего деревья болеют? (Поселились вредные насекомые.) Посмотрите на обратную сторону коры, найдите, где есть ходы, проделанные вредителями, и покажите другим.

Как вы думаете, кто лечит деревья? (Дятел.)

У дятла язычок с зазубринами и липкий. Когда он продолбит носом дырку в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола.

Кто знает, как называют дятла? (Лесной доктор.)

От чего еще болеют деревья? (Кто-то порезал кору, сломал ветку)

Да, дети, кто так делает, приносит большой вред деревьям.

Посмотрите это кусочек коры березы. (показываю кору березы). На белой бересте четко выделяются темные черточки – полоски, через которые береза дышит. Ранней весной многие люди собирают березовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «Береза плачет кровавыми слезами». Но мало кто знает, что после сбора сока необходимо замазать ранку на стволе глиной или землей, чтобы дерево не болело, не погибло. Березовый сок, ребята, очень полезен, богат витаминами. Веники из веток березовых используют в бане, считается, что они хворь выгоняют. Из березовых почек и бересты готовят лекарство, мази.

А вот кусочек коры ели. У сосны и ели сок на воздухе затвердевает, и получается смола. Из смолы делают клей, сосновая смола применялась для смоления лодок и деревянных кораблей. Смолы хвои называют «живица лечебная» - это мощный естественный антисептик, стимулирующий иммунную систему, он заживляет раны и оказывает противовоспалительный эффект. Лечат кашель, простуду. Хвойные ванны успокаивают организм человека. Из смолы хвойного дерева можно сделать свечу – она хорошо горит. Вот так собирают смолу хвойного дерева.

Давайте понюхаем кусочки коры.

Что нам напоминает этот запах? Кто по запаху определит сосновую кору? Как ты догадался? (Она пахнет смолой.)

Посмотрите и скажите, с какого дерева эта кора? (показываю кору тополя, катальпа или другие на усмотрение воспитателя.)

Высокий, стройный тополь с зеленовато серым гладким стволом и густой зеленой кроной, украшает площади и улицы. Тополь прекрасно очищает воздух от пыли и копоти и выделяют больше чем другие древесные деревья кислорода. Из древесины тополя делают бумагу. А из почек тополя крема, духи, одеколон.

Сейчас мы немного поиграем - я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут в нашем краю. И если растут - хлопните в ладоши, а если нет - молчите. (ель, клен, береза, черемуха, лимон, апельсин, липа, ива, баобаб, пальма, кедр, пихта)

Молодцы! Но это только начало. Приготовьтесь, будьте внимательнее. Я буду называть еще быстрее. (осина, рябина, каштан, кофе, дуб, кипарис, тополь, сосна, калина...)

Хорошо все с заданием справились. Как вы думаете, дети, наша кора (показывает) с какого дерева снята? С живого или неживого?

Конечно, со спиленного, которое приготовлено на дрова. Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными и за деревьями.

Кто знает, как называется эта профессия? (Лесник.)

Вот он и знает, какое дерево необходимо убрать и что из какого дерева можно сделать.

Мы с вами говорили, что древесина идет на постройку домов, на изготовление мебели, бумаги. Что же можно сделать из коры дерева?

Посмотрите на эту выставку, она вам поможет найти ответы.

Верно, из коры березы изготавливают различные художественные поделки, туески. В древние времена, когда еще не было бумаги, люди писали письма, грамоты на обратной стороне коры березы, и называлось такое письмо «Берестяная грамота». Из коры липы плели лапти.

Пробки для термоса делают из коры пробкового дуба.

А кора обыкновенного дуба используется как лекарство для лечения десен. Кора болиголова идет для дубления кожи. Многие ваши мамы используют такую приправу, как корица, - это измельченная кора дерева, растущего в Азии.

Что мы слышим? (Птичий переполох.) Что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревом (показывает изображение сухого дерева).

Как вы думаете, что случилось с этим деревом? (Оно погибло.)

Почему вы так решили? (Нет коры, нет листьев.)

Чем мы можем помочь ему?

Давайте сначала «оденем его». Детям предлагается схема сухого дерева.

Как сделать кору, похожую на настоящую? (Смять бумагу, покрасить.) Будем делать кору дерева.

Вот мы и «подлечили дерево». А чем еще можем ему помочь?

Каждое доброе дело, названное вами, будет превращаться в зеленый листочек дерева. (Дети называют: поливать, зимой укутывать снегом, присыпать землей; сделать скворечники, чтобы прилетели птички собирать жуков; замазать ранки глиной, если это молодое дерево; привязать к нему палочку, чтобы не сломал ветер...)

Воспитатель приклеивает листочек к дереву.

Посмотрите, как наше дерево ожило. К нему прилетели птички. Может быть, они совьют себе гнезда и выведут птенцов.

Послушайте, как они поют? (Радостно, весело.)

Физминутка «Деревья»

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу

Локти согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем.

Крылья мы сложим назад.

Назовите деревья, которые растут в детском саду и рядом с ним.

(Клен, тополь, рябина, береза, катальпа).

Послушайте интересный рассказ «Одежда на любой вкус» Н. Осипова:

В болотистых лесах Южной Америки - там, где течет царица рек Амазонка, растут деревья с удивительно тонкой корой. И это не случайно. Во влажных тропиках нет различия между зимой, весной или осенью. Там круглый год - лето. Воздух жаркий и влажный, как в парной бане. А раз нет ни холода, ни засухи, растениям незачем зря тратиться на теплую «шубу».

Деревьям северных мест толстая кора просто необходима. Иначе им не перенести суровую зиму. Дед-Мороз шутить не любит - заморозит до смерти.

Кора - замечательная одежда, прикрывающая наготу дерева. Она пронизана мелкими полостями, заполненными воздухом. А воздух, как известно, плохо пропускает тепло и холод. Поэтому летом дерево не перегревается на солнцепеке, а зимой уберегается от стужи. К тому же кора не пропускает ни влагу, ни пыль, ни вредные газы, ни споры грибков.

В северных краях деревья не скупятся на одежду. Лиственница отвела под «шубу» четвертую часть ствола. Потому и стала самым распространенным деревом в суровой Сибири. Хорошо переносит сильные морозы и сибирская кедровая сосна, угощающая нас вкусными кедровыми орешками. Люди нашли доброе применение ее толстой «шубе» - стали делать плиты и утеплять ими жилища на Севере.

Из деревьев, растущих в нашей стране, самая теплая одежда - у амурского бархата, который встречается в лесах Дальнего Востока. Его мягкая, бархатистая на ощупь кора толщиной чуть ли не с подушку.

В горах Испании, Италии и на острове Корсика растет пробковый дуб - чемпион по толщине коры. Качеством пробки он превосходит все прочие деревья. Раз в десять лет его «раздевают» - снимают пробку, как пальто. Но даже после такой жестокой операции лесной богатырь находит в себе силы выжить. Через какое-то время дуб обрастает новой «шубой».

Не удивляйтесь, но есть деревья, чья кора способна противостоять пламени. В Америке есть деревья, называемые мамонтовыми. Так вот на этих деревьях после пожара только лишь кора подверглась огню. Внутренняя часть дерева не пострадала.

Вот видите, сколько интересного мы узнали на занятии. Деревья - это украшение нашей земли. Так давайте же беречь их!



Экологический познавательно исследовательский проект
«Весна – красна»
Тип проекта: средней продолжительности, групповой
Вид проекта: познавательный, исследовательский, игровой, продуктивный.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
По времени проведения: средней продолжительности с1.03.2017г. – 31.05.2017 г.
По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте: Участник от зарождения идеи до получения результата.
Авторы проекта: Акименко О.Н.,
Волобуева В, В.
Цель проекта: Закрепить знания о весеннем изменении в живой и не живой природе.
Воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к её отдельным явлениям.
Развитие мышления, воображения, связной речи.
Задачи проекта:
Закрепить представление о весне и ее приметах.
Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
Закрепить и систематизировать знания детей о животных, растениях, насекомых, птицах.
Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог;
Укреплять здоровье детей, приобщать к здравому образу жизни;
Развивать, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации.
Активизировать совместную деятельность родителей и детей.
Актуальность проблемы: В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу,
Показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействуют человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.
Сезонные изменения в природе отражаются и на развитии интеллектуальных способностей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера, растут когнитивные способности.
Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить, окружающий мир для своих потомков. И мы – взрослые, воспитатели, педагоги, должны дать необходимые знания, научить беречь, любить природу с малых лет.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
- «Программа воспитания и обучения детей в детском саду «под редакцией М.А Васильевой;
- «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок 3-7 лет» А.А.Уланова;
- «Методика экологического воспитания в детском саду» С.Н.Николаева;
- «Сценарии занятий по формированию элементарных представлений в средней группе детского сада» О.А.Соломенникова;
- «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»Г.П.Тугушева;
- «Неизвестное рядом» О.В.Дыбина- «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С.Комарова- «В гостях у природы» В.В.Волина- «С любовью к природе» Б.Б.ЗапартовичМатериально – техническое:
Материалы для изготовления рукотворных книг (папки, бумага, изо – материал).
Диагностика - дидактический
Блиц – опрос с детьми,
Художественная литература,
Конспекты занятий, бесед, игр.
Оборудование и материалы для художественно – творческой деятельности.
Предполагаемый результат:
Образовательные:
Дети научатся выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе;
У детей сформируется представление о перелетных птицах и первоцветах г. Урюпинска.
Дети научатся рассматривают сюжетные картинки, четко и полными предложениями отвечать на вопросы, понимать образный смысл загадок.
Сформируются умения ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
Расширить представление о правилах безопасного поведения в природе.
Воспитательные:
У детей сформировано бережное отношение к пробуждению природы, к ее отдельным явлениям.
Воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту.
Развито умение уважительное отношение к ответам сверстников.
Технические:
1. Изготовление папки передвижки «Весна - красна».
2. Совместное изготовление пособий для игр.
3.Оформление фотоальбома о весне и первоцветах.
4. Пополнение игротеки играми по данной теме.
5.Конспекты занятий по ознакомлению с приметами и признаками весны.
6.Оформление консультация и памяток для родителей.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап

Воспитатели, дети Блиц – опрос с детьми Воспитатели

Воспитатели Определение темы проекта
Формулировка цели и разработка задач
Составление плана основного этапа проекта
Воспитатели
Воспитатели -Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для проекта.
-Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта.
-Подготовка материалов для продуктивной деятельности;
-Подбор материалов, моделей, игрушек, атрибутов для игровой, познавательно – исследовательской деятельности.

Воспитатели
Воспитатели, дети Разучивание стихотворений о весне.
Воспитатели
Воспитатели, родители -Информированность родителей о предстоящей деятельности:
-Привлечь родителей к оформлению и созданию клумбы и мини огорода на окне.
-Сочинение загадок о весне и оформление в виде рисунков.
-Организовать выставку книг по теме. Воспитатели
Воспитатели, родители, дети
Воспитатели, родители, дети
Основной этап

Воспитатели, дети Беседы:
«Растения и свет»,
«Что происходит в природе с наступлением весны?», «Перелетные птицы», «Первые цветы», «Весна», «Безопасное поведение в природе весной». «Животные весной», «Ручей», «Весенние радости», «Солнечная капель».

Воспитатели

Воспитатели, дети Экспериментирование:
«Лед – вода»
«Нагревание – охлаждение»
«Веточка в вазе»
«Выращивание растений в комнатных условиях (лук, петрушка, укроп, фасоль)
Воспитатели
Воспитатели, дети Наблюдение:
-За состоянием погоды,
-за небом и облаками,
-за капелью;
- за ледоходом;
- за деревьями и кустарниками на участке;
-за ростом и развитием растений;
-за перелетными птицами
- Солнышки на траве (одуванчик)
Воспитатели

Воспитатели, дети Развитие речи:
Пересказ рассказа Л. Толстого «Пришла весна», Составление рассказов по картине «Весна», «Перелетные птицы».

Воспитатели
Воспитатели, дети Социально - коммуникативное развитие:
«Мир комнатных растений»;
«В гости к хозяйке лука»;
«Экологическая тропа весной»;
«Будем беречь и охранять природу»;
«Весна в лесу»;
«Царство растений»;
«Весенние секреты».
Воспитатели

Воспитатели, дети Занятие по художественному творчеству:
Рисование:
- «Птичка»;
- «Расцвели красивые цветы»;
- «Мое любимое солнышко»;
- «Нарисуй картинку про весну»
Лепка:
- «Барашек»;
- «Зайчик выскочил на полянку, чтобы пощипать зеленую травку»;
- «Птичка клюет зернышки из блюдечка;
- «Божья коровка»

Аппликация:
- «Красивый цветок»;
- «Волшебный сад»
(Коллективная работа)
Воспитатели

Воспитатели, дети Чтение художественной литературы
В. Степанов «По опушке шла весна», «Приметы весны»; Успенский отрывки из рассказа «Дядя Федор пес и кот» - «Наводнение в Простоквашино», «Весна в Простоквашино»; рассказы М. Горького «Воробьишко»; Н. Романова «Котька и птичка»; В. Бианки «Воробей». Сказка «Лиса и заяц». Е.Чарушин «Лисята», «Воробей», «Почему Тюпа не любит птиц»;
«Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост»
Е. Баратынский «Весна, весна!»; И Такмакова «Ива», «Сосны».
Стихи: А. Плещеев (заучивание) «Уж тает снег, бегут ручьи…»; А. Пушкин «Улыбкой лесною природа…»

Воспитатели
Воспитатели,дети, музыкальный руководитель, хореограф Музыка
Слушание. Чайковский «Времена года. Весна», М. Глинка «Жаворонок»;
С.Майкапара «Пастушок»; Э.Григ «Бабочка»;
Разучивание песен к весеннему празднику «Волшебный цветок»;
Музыкальный праздник «Волшебный цветок».
Воспитатели, музыкальный руководитель, хореограф
Воспитатели, дети Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин полезных продуктов», «Шоферы» – сюжет «Путешествие по весеннему городу», «В деревне у бабушки», «Путешествие в весенний лес», «Магазин семян», «На лесной полянке», «Весенний бал»
Воспитатели

Воспитатели, дети Дидактические игры:
«Когда это бывает?», «Чьи детки?», «Какое небо?», «Птицы», «Кто где живет?», «Хорошо-плохо», «Кто больше назовет действий», «Кто летает?», «Какого цвета солнце» Воспитатели
Воспитатели, дети Подвижные игры:
«Перелёт птиц», «Жуки», «Солнышко и дождик», «Зайцы и волк», «Перепрыгнем через ручеёк», «Сидит, сидит зайка», «Грей солнышко теплей», «Птичка раз! Птичка два!», «Веселый воробей», «Гуси – гуси», «Садовник и цветы», «Солнечные зайчики», «У медведя во бору».
Воспитатели

Воспитатели, дети
Воспитатели, родители, дети. Пальчиковые игры.
- «Деревья»
- «Корни»
- «Ранняя весна»
- «Первоцветы»
- «Возвращение птиц»
Работа с родителями.
Консультация: «Наш дом природа»;
«Экологическое воспитание детей в семье»;
«Весенний лед-источник повышенной опасности»,
Выставка в книжном уголке «Наши книги о природе»
Памятка для родителей:
«Правила безопасного поведения на прогулке»
Совместная творческая деятельность:
-Организация выставки книг по теме «Весна –Красна»;
- Участие в акции «Сохраним первоцветы»;
Выставка детских рисунков по сочиненным загадкам о весне.
Воспитатели
Воспитатели

Заключительный этап
Участники деятельности Содержание деятельности Ответственные за выполнение
Воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель, хореограф. Весенний праздник «Волшебный цветок»;
Оформление памятки в родительский уголок: «Правила безопасного поведения на прогулке»;
Оформление папки передвижки: «Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, травы»; «Красавица Весна»;
Презентация:
«Весна пришла»
Воспитатели
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Солнышко» городского округа г.УрюпинскПроект
«Весна – красна»

Составители: Акименко О.Н., Волобуева В.В.
Воспитатели д/с №4 г. Урюпинска
2017год

Подготовила: воспитатель Койносова Е.С.

Цель: Формирование элементарных представлений о птицах, их взаимосвязь с окружающей средой.
Задачи:
1. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.
2. Пополнить и закрепить знания детей о птицах, через развитие чувственного, эмоционального сознания
3. Взаимосвязанности и взаимозависимости человека и природы.
4. Упражнять в умении различать перелетных и зимующих птиц.
5. Обогащение словаря. (орнитолог, крестообразный клюв, береговая ласточка)
Предварительная работа;
1 Наблюдение за птицами во время прогулок
2 Чтение книг:
Н. Сладков « Птицы»
В. Коханов. « Певцы зимнего леса»
Г. Гусев. «Наши питомцы»
А. Барков. «Голоса весеннего леса»
В. Чаплина. «Птицы в нашем лесу»
Ход совместной деятельности
Входит Незнайка, удивляется: Почему у нас сегодня так много фотографий птиц?
Какие они красивые, разные, я никогда не видел столько птиц.
Педагог: Незнайка, сегодня 1 апреля — Международный день птиц. Если хочешь узнать больше о птицах, то оставайся с нами.
Незнайка: конечно, хочу, я в лесу часто слушаю пение птиц, но не знаю какая птица, как поет и как выглядит, и вообще ничего о них не знаю.
Педагог: В апреле большинство крылатых странников, преодолевая все препятствия, возвращаются на родину. На земле свыше 8500 видов птиц. Все народы издавна считали птиц живым символом свободы, верности. Все птицы красивы, многие звонко поют, но самой красивой песней считается соловьиная.
Птицы помогают людям сберечь урожай, уничтожая вредителей. Помогают птицы и деревьям, как вы знаете.
Серьезную угрозу создает деятельность человека: линии электропередач, промышленное строительство, вырубка лесов. Небоскребы, телебашни и другие высотные постройки
смертельно опасны для перелетных птиц. От человека зависит сохранить мир пернатых.
Незнайка: Ребята, я думаю, что нам надо помогать нашим пернатым друзьям и бережно относится к ним.
Педагог: Ребята, я вам предлагаю разделиться на две команды. Дети делятся на команды:
1. команда «Снегири»
2. команда «Синички»
Педагог: Загадки о птицах для команд.
1. Что за птица
Мороза не боится,
Хоть снега лежат везде,
У нее птенцы в гнезде? (клест)
2. Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря)
3. Маленький певец лесной
Лучше всех поет весной! (соловей)
4. Кто по тропочке идет
Быстрыми шажками,
Длинным хвостиком трясет, догадайтесь сами. (трясогузка.)
5. Угадай, какая птица, бойкая, задорная,
Ловкая, проворная, звонко тенькает: « Тень, тень!
Как хорош весенний день. (синичка)
6. Северные гости клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки, на головках - хохолки! (свиристели)
Незнайка: Ребята вы все загадки отгадали, а я только две.
Педагог: Ты Незнайка не огорчайся, узнаешь больше о птицах, и ты сможешь отгадывать загадки.
Педагог: А сейчас команды будут отвечать на вопросы и мы с
Незнайкой узнаем, какая команда больше знает о птицах.
1. Какие птицы зимуют в наших краях?
2. Какие птицы прилетают к нам с севера?
3. Зачем клесту крестообразный клюв?
4. Какую птицу называют самым лучшим певцом?
5. Какие птицы танцуют весной?
6. Птенцы каких птиц умеют плавать с первого дня жизни?
Физминутка
Руки подняли и помахали — это к нам птицы лет
Как они сядут, покажем, крылья сложим назад.
Классификация птиц:
1. Дикие, домашние.
2. Перелетные, зимующие.
(командное выполнение задания)
Пальчиковая гимнастика
1. «Скворечник»
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
2. «Птичка»
Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где она взяла зерно.
Незнайка: Мне так интересно, как люди узнали что, птицы улетают
на юг, чем они питаются, кто как из них поет?
Педагог: Я думаю Незнайка, что и дети не все знают. Есть такие специалисты, которые занимаются изучением птиц, они длительное время наблюдают за разными видами птиц.
А потом все эти наблюдения пишут в книгах, а мы с вами читаем и мы все узнаем о птицах.
Этих специалистов называют орнитологами, запомните ребята.
Педагог: Ребята, я предлагаю вам прослушать пение птиц, представьте себе что, вы в лесу.
(диск « Пение птиц»)
Педагог: Друзья мои, правда, прекрасно пение птиц, разве возможно представить нашу землю без птиц?
Ответы детей
Педагог: Помните, мы вырезали изображения птиц, давайте их наклеим на глобус, пусть на нашу землю всегда украшают птицы.
Незнайка: А мы с ребятами будем помогать птицам и бережно относиться. Спасибо вам ребята, мне было очень интересно и я много узнал о птицах.

Педагог предлагает смастерить птиц из бумаги (техника Оригами «Птицы»)

Капитаны определяют команду победителя путем подсчета жетонов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 141 «Пилеш»

комбинированного вида» города Чебоксары

Разработчик проекта:

воспитатель

Николаева Светлана Львовна

Чебоксары, 2017

I. Информационная карта проекта

Вид проекта: краткосрочный.

Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, учитель – логопед, музыкальный руководитель.

Возраст детей: 4-5 лет

Актуальность:

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с экологической культурой, формирование у детей и их родителей системы экологических знаний и представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Сезонные изменения в природе отражаются на развитии интеллектуальных способностей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера, растут когнитивные способности.

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. У детей продолжает развиваться связная речь, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, формируется интерес и любовь к природе.

Проблема:

У детей средней группы с общим недоразвитием речи не сформированы знания о весенних изменениях в живой и не живой природе. Дети не умеют сравнивать различные периоды весны, не воспитано заботливое отношение к пробуждающейся природе. У детей нет представления о первых цветах весны, о насекомых. Дети владеют небольшими знаниями о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего времени года и поведения животных, птиц, насекомых, состоянием растительности. Недостаточно сформирован словарный запас детей по лексическим темам: «Весна. Природа. Погода», «Перелётные птицы», «Цветы», «Насекомые».

Цель проекта: Расширять и обогащать знания о весеннем изменении в живой и неживой природе , замечать причины происходящих изменений, закреплять умение видеть красоту родной природы.

Задачи проекта:

Для детей:

Образовательные:

    Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.

    Пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам «Весна. Природа. Погода», «Перелётные птицы», «Цветы», «Насекомые».

    Активизировать словарь детей по лексическим темам.

Развивающие:

    Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.

    Развивать умения наблюдать за объектами и явлениями живой и неживой природы.

    Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира.

    Расширять знания детей о признаках весны, формировать умение устанавливать простейшие связи между условиями наступающей весны.

    Расширять знания детей о растениях, о жизни птиц, насекомых и животных весной.

    Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки, продуктивную деятельность, творческие способности.

Воспитательные:

    Воспитывать бережное отношение к пробуждению природы, к ее отдельным явлениям.

    Способствовать формированию интереса детей к природе.

Словарная работа:

предметы: весна – красна, капель, почки, ручьи, сосульки, проталина, птенец, гнездо, коготь, пыльца, клумба, бутон, корень, лепесток, спячка, брюшко, хоботок, жало, усики, личинки, нектар, пыльца и др;

признаки: долгожданная, звонкая, шумная, перелётная, проворная, крикливая, голосистая, трудолюбивая, заботливые, душистый, нежный, садовый, луговой, полевой, лесной, комнатный, лечебный, полезный и т.д.;

действия: трещит, журчит, набухает, пробивается, просыпается, зеленеет. Откладывать, высиживать, выводить, щебетать, куковать, курлыкать, добывать, прорастать, распускается, цветёт, пахнет, вянет, ухаживать, рыхлить, срывать, порхать, жужжать, звенеть, пищать, вредить, поедать, откладывать, строить, ползать, приносить и др.

Для педагогов:

    расширять знания детей о весне;

    развивать любознательность;

    развивать трудовой потенциал у ребенка.

Для родителей:

    развитие совместного творчества родителей и детей;

    заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней;

    выполнять совместные задания по проекту во время нахождения ребенка дома.

Формы реализации проекта:

2.Здоровьесберегающие технологии

3. Чтение художественной литературы.

4. Беседы.

5. Наблюдения.

6. Игровая деятельность.

7.Работа с родителями.

Ожидаемые результаты:

Дети

    Расширят знания о живой и неживой природе весной и её проявлениях. Выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе.

    Расширят знания о жизни растений, птиц, насекомых и животных весной. Называют некоторых представителей живой природы (птицы, насекомые, цветы).

    Обогащение словаря детей.

    Участвуют в сезонных наблюдениях, проявляя познавательную активность.

    Проявляют бережное отношение к природе.

Педагоги

    Повысят профессиональную компетентность в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта.

    Овладеют методами и приёмами создания модели комплексно-тематического планирования на основе интегративного подхода по теме проекта.

    Обеспечат условия для усовершенствования методической базы по данной теме.

Родители:

    Проявят интерес к совместной деятельности с ребенком.

    Станут активными участниками реализации проекта.

    Повысится мотивация к сотрудничеству.

II. Краткое содержание проекта

Этапы реализации проекта:

1 ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1. Разработка и накопление методических материалов:

    подбор картин, иллюстраций, книг, стихов, загадок, звукозаписей, презентаций.

2. Создание необходимых условий для реализации проекта:

    подбор методической, научно – популярной, справочной и художественной литературы, иллюстративного материала, пособий, игр по данной теме;

    подготовка материалов для продуктивной деятельности;

    подбор материалов, моделей, игрушек, атрибутов для игровой, познавательной деятельности.

3. Создание развивающей среды:

    внесение изменений в календарь наблюдений за природой;

    изготовление макетов по теме «Весна», Перелётные птицы», «Насекомые»;

    изготовление лебука по теме «Перелётные птицы».

4. Разработка мероприятий по работе с родителями.

    изготовление папки – раскладушки, наглядной информации о наблюдениях весной за природой (народные приметы, стихи, загадки и т.д.);

    информированность родителей о предстоящей деятельности;

    размещение справочной информации по лексическим темам.

2 ЭТАП - ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)

Образовательная область

Виды деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Совместная деятельность

Трудовая деятельность

Разбивка мини – огорода на подоконнике, посадка лука, посев семян томатов, салата, петрушки.

Уборка на участке сухих веток и травы на клумбе.

Посадка семян цветов и овощей на клумбе и огороде детского сада, пересадка рассады.

Дежурство в уголке природы.

Формирование основ безопасности:

Беседы:

«Какие опасности таятся весной на улице?», «Тонкий лёд», «Опасные сосульки», «Опасные насекомые»

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин полезных продуктов», «Шоферы» – сюжет «Путешествие по весеннему городу», «Путешествие в весенний лес», «Зоологический музей насекомых».

Дидактические игры:

«Найди, где спрятано», «Сосчитай птиц», «Где летит насекомое», «Собери цветок из фигур», «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», «Кого (чего) не стало?», «Когда это бывает? », «Бывает – не бывает», «Кто, где живет?», «Кто как голос подаёт», «У кого какие птенцы?», «Кто летает?», «Зимует – улетает», «Сгруппируй предметы», «Угадай по описанию», «Что изменилось», «Кого я не назвала?», «Найди ошибку», «Кто больше?», и т.д.

Словесные: «Один – много», «Назови ласково», «Какой, какая, какие?», «Наоборот», «Сосчитай».

Игры-драматизации:

«Заюшкина избушка», «Муха - Цокотуха».

Физическое развитие

Совместная деятельность

Беседы: «Для чего нужны витамины весной», «Быть здоровыми хотим».

Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Мы – веселые ребята», «Карусель», «Воробушки и кот», «Совушка», «Веснянка»,«Солнышко и дождик», «Перелёт птиц»,

Здоровьесберегающие технологии:

Физкультминутки, развитие общей моторики: «Солнышко, золотое донышко», «Ласточки летели», «На окне в горшочке выросли цветочки», «Вот такая стрекоза».

Пальчиковая гимнастика: «Звенит капель», «Ласточка, милая касаточка», «Наши алые цветки», «Этот странный дом без окон».

Дыхательная гимнастика : «Цветы», «Ветерок».

Гимнастика для глаз : «Подснежник, «Солнышко и тучки», «Дождик».

Динамические паузы : «Цветок», «Солнце».

Познавательное развитие

Познавательно – исследовательская деятельность

«Экологическая тропа весной».

«В гости к хозяйке луга».

ФЭМП

«Весна пришла».

Совместная деятельность

Рассматривание картинок о весне, репродукций Левитана, Саврасова, Грабаря.

Рассматривание тематических альбомов, картинок «Весна», «Птицы», «Цветы», «Насекомые» по лексическим темам.

Ведение дневников наблюдений за погодой, за птицами.

Наблюдения:

За солнцем (обратить внимание детей на то, что весной солнце светит сильнее, греет);

За небом (замечать изменения на небе, происходящих весной - стало высоким);

За облаками (обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду);

За дождем (предложить детям сравнить весенний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают);

За трудом взрослых весной (познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями весной; воспитывать уважение к работе дворника, желание помогать);

За цветником (познакомить детей с названиями цветущих растений: тюльпаны, нарциссы, лён, бархатцы, примула);

За птицами (уточнить представления о строении птиц, характерными особенностями, познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением весны);

За насекомыми (расширять представления детей о многообразии насекомых, выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых).

За деревьями (уточнить понятия «дерево», «куст»; отметить набухание почек);

За набуханием почек на ветках деревьев, поставленных в вазу;

За растениями «Огорода на подоконнике»;

За прохожими (расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий).

Опыты, эксперименты: «Солнечный зайчик», «Весенние кораблики», «Что произошло с луком?», «Лед – вода», «Снег-вода», «Кто нагрел предметы?», «Веточка в вазе».

Беседы:

«Растения и свет», «Что произойдет, если наступит весна?», «Первые цветы», «Растения весной», «Весна и животные», «Шестиногие малыши», «Весенние радости», «Солнечная капель».

Художественно-эстетическое развитие

Непосредственно – образовательная деятельность

Изобразительная деятельность

Рисование:

«Нарисуй картинку про весну».

Лепка:

«Птички клюют зёрнышки».

Музыкальная деятельность

Слушание:

П. Чайковский «Времена года. Весна», М. Глинка «Жаворонок»

Пение: «Весенний привет»

Совместная деятельность

Изобразительная деятельность

Рисование

«Весеннее настроение» - ниткопись;

«Грачи прилетели» способом тычкования;

«Расцвели одуванчики» - тычкование полусухой жёсткой кистью;

Рисование по трафаретам, раскрашивание готовых силуэтов птиц, насекомых, цветов.

Лепка

«Божья коровка» из солёного теста;

«Жуки» лепка + природный материал.

Аппликация

«Тучи по небу бежали» мозаика из цветной бумаги с элементами рисования.

«Гусеница» объёмная, приёмом скатывания салфеток.

Конструктивно-модельная деятельность

«Кораблики» из бросового материала (спичных коробков и пенопласта);

«Домик для птиц» из строительного материала.

Музыкальная деятельность

Слушание: Релаксационная музыка со звуками пробуждающейся природы.

Музыкальные игры «Мы на луг ходили»

Речевое развитие

Непосредственно – образовательная деятельность

Развитие речи

Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать, чтоб не было больше зимы…»

Заучивание стихотворения чувашского поэта Ю.Кушак «О чём думает одуванчик?».

Составление рассказов по картине «Одуванчики».

Обучение рассказыванию: работа с картиной – матрицей и раздаточными картинками (по теме «Весна. Труд людей весной»).

Совместная деятельность

Составление рассказов по сюжетным картинам о весне, рассказов – описаний по картинкам о перелётных птицах, цветах, насекомых.

Беседы : «Почему весна называется весна - красна», «Какое время года вам нравится?», «Весенние хлопоты птиц», «Весенние цветы», «Животные весной», «Насекомые весной».

Чтение художественной литературы

Чтение познавательной литературы «Как появилась птица?», «Как появился цветок», «Как появилась бабочка?».

Чтение заклички «Иди, весна, иди, красна…», стихотворения Е.Баратынского «Весна – весна» (в сокр.), Е. Серова. «Одуванчик».

Чтение рассказа С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

Чтение стихотворений К.И.Чуковского «Муха – Цокотуха» и «Тараканище».

Чтение пословиц и поговорок о весне, загадок о перелётных птицах, цветах, насекомых.

Работа с родителями

Статья «Как предупредит весенний авитаминоз?»

Наглядная агитация «Наблюдения с детьми на прогулке».

Изготовление скворечника.

3 ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1. Обработка результатов по реализации проекта.

2. Выставка поделок и рисунков по лексическим темам.

3. Проведение итогового комплексного занятия «Весна - красна»;

4. Информированность родителей о результатах проекта через продуктивную деятельность детей, фотовыставку, сетевой город.

Отчёт о реализации проекта.

В ходе работы по проекту, дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях и образовательной деятельности. За время проекта дети расширили свои знания о весне, о животных и птицах весной. Дети научились выделять характерные изменения сезонные в природе, перечислять перелётных птиц. На протяжении всего проекта дети с большим любопытством рассматривали сюжетные картинки, вели наблюдение за деревьями и птицами. Активно принимали участие в создании мини огорода на окне, с радостью участвовали в коллективной итоговой работе проекта. Во время трудовой деятельности дети часто делились своими впечатлениями не только с воспитателем, но и с родителями. Пополнился и обогатился словарный запас детей по лексическим темам «Весна. Природа. Погода», «Перелётные птицы», «Цветы», «Насекомые».

В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: наблюдения, познавательные чтения, участие в выставке, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательного характера, экологические игры - путешествия, эксперименты и опыты.

Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: деятельность солнца (количества тепла и света), характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнце нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд. Свои ежедневные наблюдения за погодой, птицами дошкольники отмечали в календаре природы.

В уголке природы были помещены макеты скворечников, изготовленных родителями, насекомых. С удовольствием ребята включались в творческую деятельность по созданию поделок из природного и бросового материала, в рисовании использовали нетрадиционный материал

С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству организовали выставку скворечников. Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей, а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Весна - красна».

Список используемой литературы:

    От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е издание, испр. и доп.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014-368с.

    Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Т.В.Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др. Под ред. проф. Л.В.Лопатиной – Спб, 2014.

    Программа образования ребенка-дошкольника/авт.-сост. Л.В.Кузнецова и др.- Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006.-292с.

    Л.В.Соловей. Программа по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учётом регионального компонента «Традиции чувашского края» - Чебоксары, 2015 – 72с.

    Комплексное перспективное планирование. Средняя группа/ под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Москва, 2011-80с.

    Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: Методическое пособие. М.: Мозаика - Синтез, 2012.

    Веракса Н.Е, Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.

    Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 96с.

    Дыбина О.В. Рукотворный мир. Игры-занятия для дошкольников.- М.: ТЦ «Сфера», 2014. – 128 с.

    Дыбина О.В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2014. – 160 с.

    Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2014. – 128 с.

    Петрова В.И., Ступник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.

    Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Средняя группа. - М.: Мозаика – Синтез, 2015–64 с.

    Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд. - М.: Мозаика - Синтез, 2006.

    Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 80 с.

    Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа.– М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 84 с.

    Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет/Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. - М., 2005.

    Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада - М.: Мозаика-синтез, 2009– 96 с.

    Куцакова. Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 64 с.