Новые правила налога на имущество физических лиц. Имущественный налог по квартире Налоги для физических лиц в году

Новые правила налога на имущество физических лиц. Имущественный налог по квартире Налоги для физических лиц в году

До недавних пор владельцы московских квартир в большинстве своем получали от налоговой инспекции смехотворные счета по налогу на недвижимость, и эти суммы практически никак не влияли ни семейный бюджет, ни на стоимость найма квартир. «Теперь мир изменился ». Разбираемся по порядку с налогом на имущество физ.лиц.

  1. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц до 01.01.2015 регулируется Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-I “О налогах на имущество физических лиц” и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
  2. Начиная с 01.01.2015 в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ “О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц” должен вводиться налог на имущество физических лиц. Все субъекты Российской Федерации обязаны ввести этот налог до 01.01.2020 .
  3. Принятие соответствующего закона города Москвы ожидается в ближайшее время (в ноябре 2014 года). С проектом Закона города Москвы “О налоге на имущество физических лиц ” можно познакомиться на сайте Московской городской думы.
  4. Плательщиками налога являются собственники объекта недвижимости, за исключением льготных категорий. Если вы арендуете дом или квартиру или живете в квартире по договору социального найма, то платить налог вам не надо.
  5. Налог не коснется льготных категорий граждан - инвалидов и пенсионеров, а также некоторые другие категории (полный список приведен в конце этой статьи). Важно, что льгота действует только на 1 объект каждого вида : 1) квартира или комната, 2) жилой дом (дача, коттедж и др.), 3) гараж или машино-место, 4) специально оборудованное помещение; 5) хозяйственное строение площадью не более 50 кв. м. То есть, например, пенсионер, владеющий двумя квартирами, должен заплатить налог за одну из них.
  6. Новый порядок расчета налога вступит в силу с 1 января 2015 года, а обязанность по уплате нового налога возникнет во второй половине 2016 года. Для объектов кадастровой стоимостью до 10 миллионов налог будет исчисляться по ставке 0,1 процента. Для объектов стоимостью от 10 до 20 миллионов рублей ставка налога составит 0,15 процента.
  7. Департамента экономической политики и развития г. Москвы разработал специальный калькулятор . В настоящее время калькулятор доступен на сайте Департамента по адресу: http://depr.mos.ru/napravleniya_deyatelnosti/1402528/ , в перспективе он будет интегрирован в портал госуслуг г.Москвы . Результаты расчета калькулятора носят справочный характер; оплата налога осуществляется на основании документа, который будет направлен налоговой инспекцией по почте каждому плательщику.

– Калькулятор пока представляет 3 возможности: найти объект по адресу, кадастровому номеру или ввести кадастровую стоимость объекта (если она вам известна), но нам не удалось воспользоваться им для некоторых введенных адресов (объект не был найден). В перспективе также появится возможность поиска по карте, но по состоянию на середину ноября 2014 г. она еще не была доступна.

– После нахождения объекта калькулятор выводит кадастровую стоимость 1 кв.м. объекта. После ввода инвентаризационной стоимости или площади объекта калькулятор производит примерный расчет размера налога.

– Кадастровый номер вы можете найти в свидетельстве о регистрации права собственности на вашу квартиру. Также узнать кадастровый номер по адресу можно через сервис Росреестра . О других способах получения информации о кадастровой стоимости вы можете прочитать в статье: http://prozhivem.com/kvartira/drugoe/kadastrovaja-stoimost.html.

8.Сама формула расчета

Н = (Н1*СК – Н2*СИ) *К + Н2*СИ, где Н – сумма налога, подлежащая уплате. Н1 = Кадастровая стоимость объекта – Кадастровая стоимость налогового вычета. Н2 = Инвентаризационная стоимость объекта. К – коэффициент = 0,2 (коэффициент используется для постепенного введения новых, высоких налогов; для расчета налога за 2015 год значение 0,2). СИ – Ставка налога от инвентаризационной стоимости устанавливается в соответствии с законом города Москвы “О ставках налога на имущество физических лиц” от 23.10.2002г. СК – Ставка налога от кадастровой стоимости (устанавливается в соответствии с проектом закона города Москвы “О налоге на имущество физических лиц”).

Размер налогового вычета зависит от объекта и кадастровой стоимости 1 квадратного метра: Для комнаты – это кадастровая стоимость 10 квадратных метров этой комнаты. Для квартиры – это кадастровая стоимость 20 квадратных метров этой квартиры. Для жилого дома – это кадастровая стоимость 50 квадратных метров этого дома. Пример расчета: Имеем: Трехкомнатная квартира площадью 53,7 кв. м. в кирпичной пятиэтажке, метро Войковская.

– Кадастровая стоимость 1 кв.м. 175643,23.

– Кадастровая стоимость объекта =175643,23 руб. х 53.7 кв.м.=9432041,45 руб.

– Налоговый вычет = 175643,23 руб. х 20 кв.м.= 3512864,60 руб.

– Итого, налогооблагаемая база 9432041,45 руб. – 3512864,60 руб.= 5919176,85 руб.

– Т.к. кадастровая стоимость составляем менее 10 млн. рублей, то ставка налога 0,10 %

– Инвентаризационная стоимость объекта (данные калькулятора) 294468,45 руб.

– Ставка налога инвентаризационной стоимости (в соответствии с законом города Москвы “О ставках налога на имущество физических лиц” от 23.10.2002 г.) 0,10 %

– Коэффициент переходного периода на 2015г. 0,2

– Теперь считаем размер налога =[(9 432 041,45 руб. – 3 512 864,60 руб.) * 0,10% – 294 468,25 руб. * 0,10%)] * 0,20 + 294 468,25 руб. * 0,10%=1419,41 руб..

– Т.е. налог для «трешки» 53,7 кв.м. составит 1419 рублей в год. Не так уж и много? – Рассмотрим аналогичную квартиру, но площадью 65 метров. Кадастровая стоимость составить уже более 10 млн.руб., и ставки налога будут выше. Получим 3226,62 руб. в год. И, наконец, через 5 лет, когда переходный период завершится, и коэффициент вместо 0,2 станет равен 1, то … получим для квартиры в 65 метров сумму налога 11855,92 руб (исходя из сегодняшней кадастровой стоимости).

  1. Наконец, важная информация: налог на недвижимость должен платить сам владелец, причем вне зависимости от факта сдачи квартиры. Он не может переложить эту обязанность в явном виде на наймодателя/арендодателя так, как это например делается с коммунальными платежами: обязанность уплаты налогов лежит именно на владельце, в то время как коммунальные услуги в снимаемой квартире получает как раз проживающий в ней наниматель. Но наймодатель может учесть свои расходы по уплате налога, увеличив стоимость найма (естественно, с согласия наймодателя, если договор уже был заключен).

Право на налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц имеют следующие категории налогоплательщиков:

  1. Пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;
  2. Инвалиды I и II групп инвалидности;
  3. Участники гражданской войны и Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;
  4. Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  5. Инвалиды с детства;
  6. Лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
  7. Лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча” и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне”;
  8. Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  9. Лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  10. Члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;
  11. Граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
  12. Физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
  13. Родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
  14. Физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, – в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, – на период такого их использования;
  15. Физические лица – в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Налог на недвижимость с 2014 года

Мы уже не раз писали о том, что органы власти одной из приоритетных задач объявили контроль за нелегальной сдачей недвижимости в аренду. На кону – повышение собираемости налогов и ликвидация “черного рынка” по незаконной платной регистрации граждан. , ответственность за фиктивную регистрацию граждан, совместная работа разных гос.органов по выявлению сдаваемых квартир – все эти меры уже принимаются на законодательном и практическом уровне. Однако, говоря о собираемости налогов, власти видимо не слишком рассчитывают на оперативное получение всей информации о реально сдаваемых метрах. В связи с чем был предпринят неожиданный ход, позволяющий опираться на имеющуюся довольно точную информацию о собственниках объектов недвижимости и количестве квадратных метров, принадлежащих им. Говоря проще, государственные органы планируют воздействовать на собственников, владеющих более чем одной квартирой (комнатой, домом). И косвенно облагать повышенными налогами их предполагаемые “сверхдоходы” от сдачи этих излишков в аренду. То есть, налог можно считать направленным на владельцев “инвестиционных” квартир , которые приобретались для последующей сдачи в аренду. В конце 2012 года в первом чтении уже был одобрен законопроект о “Налоге на недвижимость” , который объединит существующие сегодня раздельные налоги на имущество и на землю . Суть его в следующем: с 2014 года объекты недвижимости предполагается облагать налогом, рассчитанным как процент от кадастровой стоимости недвижимости, которая максимально близка к реальной коммерческой стоимости этих объектов. Напомним – в данный момент налоги рассчитываются от инвентаризационной стоимости, которую закладывали при строительстве еще в 1980-х годах, и которая является сильно заниженной. Согласно проекту закона, жилые помещения (например, квартиры) предполагается облагать по ставке 0,1% от кадастровой стоимости, а нежилые – по ставке 0,5%. Недавно силами ФНС было завершено исследование по влиянию нового порядка расчета на собираемость налогов. Результаты получились впечатляющие: налоговая нагрузка на собственника одной квартиры удвоится, а для владельца нескольких квартир может вырасти до 6 раз . Кадастровая стоимость 1 кв.метра недвижимости кардинально отличается в зависимости от регионов. В Москве она, конечно же, наиболее высокая:

  • 165 тыс. 589 руб. для квартир,
  • 109 тыс. 98 руб. для домов и
  • 92 тыс. 714 руб. для нежилых помещений.

При этом, закон предусматривает при расчете налога вычеты , позволяющие “смягчить удар” для малообеспеченных семей, имеющих в собственности единственную квартиру и проживающих в ней же. Первые 20 квадратных метров на каждого собственника (и 50 метров для льготников) не будут облагаться налогом вообще. Таким образом, семья из трех человек, в долевой собственности которых находится типовая “двушка” 55 кв.метров, платить налог не будет вовсе. Но человеку, владеющему в Москве той же квартирой единолично, придется выплачивать по 5600 руб. в год. А если он владеет, например, тремя квартирами общей площадью 200 кв. м, ему придется отдать государству уже 28 тыс. 800 руб . в год. (источник информации: Ведомости от 25.01.13 http://www.vedomosti.ru/realty/news/8383991/nedvizhimost_poluchila_ocenku) Ставки по новому налогу на недвижимость по поручению Президента должны быть утверждены к июню. Теоретически, до того момента они еще могут измениться. По этой ссылке можно прочитать .

Чтобы не пропустить важные новости для арендодателей, подписывайтесь на нашу e-mail рассылку либо добавляйте нас в свою ленту обновлений через соцсети!

Дата публикации: 07.08.2015 14:05 (архив)

В соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом города Москвы от 19.11.2014 № 51 «О налоге на имущество физических лиц» с 01.01.2015 на территории г. Москвы введен новый порядок исчисления налоговыми органами налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости, и другую информацию, в том числе о кадастровом номере объекта недвижимости, можно узнать по запросу в органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), а также на их официальном сайте , используя сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме оnline» раздела «Электронные услуги и сервисы».

Информация по оспариванию размера кадастровой стоимости объектов недвижимости также размещена на указанном сайте Росреестра (Главная/Физическим лицам/Полезная информация/Как узнать и пересмотреть кадастровую стоимость недвижимости).

Объекты налогообложения и применяемые к ним ставки налога

  • жилые дома, жилые помещения, единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), а также хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства – применяются ставки, в следующих размерах:
  • гаражи и машино-места – 0,1 % кадастровой стоимости объекта налогообложения;
  • объекты незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, - 0,3 % кадастровой стоимости объекта налогообложения;
  • объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, - 2,0 % кадастровой стоимости объекта налогообложения;
  • прочие объекты – 0,5 % кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, не является объектом налогообложения (пункт 3 статьи 401 Кодекса).

Вычеты, применяемые при определении налоговой базы

Налоговая база определяется в отношении каждого жилого объекта недвижимости за вычетом стоимости определенного количества квадратных метров в зависимости от его вида.

Для снижения налоговой нагрузки на граждан предусмотрен особый порядок расчета на переходный 4-х летний период:

  • если сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости превысит сумму налога, рассчитанную за последний налоговый период исходя из инвентаризационной стоимости, налог будет рассчитываться по специальной формуле, предусматривающей плавное увеличение налога в течение 4-х лет на коэффициент 0,2 (пример № 1);
  • если сумма налога, исчисленная по кадастровой стоимости, будет меньше суммы налога, исчисленной из инвентаризационной стоимости, налог будет рассчитан налогоплательщику в полном объеме исходя из кадастровой стоимости (пример № 2).

Исходные данные

Пример № 1 (квартира)

Пример № 2 (квартира)

Кадастровая стоимость, руб.

Ставка налога

Площадь объекта, м2

Сумма налога за 2014 год, исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости, руб.

(13 005 917,10/101,8 х 20 м2)

(8 279 499,38/58,9 х 20 м2)

Налоговая база, руб.

(13005917,10 - 2 555 190,00)

(8279499,38 - 2 811 375,00)

Сумма налога, исчисленная от кадастровой стоимости

(10 450 727,10 х 0, 15%)

(5 468 124,38 х 0,1%)

Сумма налога к уплате за 2015 год, руб.

((15 676 – 9 840) х 0,2 + 9 840))

Расчет налога при изменении в течение года права собственности на объекты

Расчет налога производится с применением коэффициента, определяемого как отношение полных месяцев, в течение которых объект налогообложения находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15 числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15 числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15 числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15 числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента.

На сайте ФНС России в разделе «Налог на имущество физических лиц 2016» можно ознакомиться с информацией об особенностях нового порядка налогообложения имущества физических лиц, а также рассчитать самостоятельно предполагаемую к уплате в 2016 году сумму налога на имущество физических лиц за 2015 год, используя сервис «Предварительный расчет налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости».


  • Налоговые органы должны рассчитывать налог сами и присылать готовые уведомления на его оплату.
    Направление налогового уведомления осуществляется в срок не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
  • Срок уплаты налога не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
  • С 1 января 2015 года налог на имущество расчитывается на основании кадастровой стоимости имущества.
  • Государственная кадастровая оценка проводится не чаще, чем раз в три года.
    Для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя максимальная периодичность оценки сокращена до двух лет .
    Соответственно, размер налоговой базы по налогу на имущество чаще меняться не может.
  • Кадастровую стоимость своей недвижимости можно узнать на сайте Росреестра .
  • Если налогоплательщик считает, что кадастровая стоимость его имущества серьезно отличается от рыночной, он вправе обжаловать результаты кадастровой оценки в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при территориальном управлении Росреестра.
  • Налоговые ставки от кадастровой стоимости
    Ставка налога Объект налогообложения
    0,1 % От кадастровой стоимости:
    • жилых домов, жилых помещений;
    • объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
    • единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);
    • гаражей и машино-мест;
    • хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
    2 % От кадастровой стоимости:
    • Административно-деловых и торговых центров и помещений в них, нежилых помещений под офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания
    • В отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
    0,5 % В отношении прочих объектов налогообложения.
  • Налоговые ставки от инвентаризационной стоимости Налоговые ставки от инвентаризационной стоимости устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Узнать инвентаризационную стоимость своего имущества физические лица могут в отделении БТИ по месту жительства.
  • Налоговые льготы и вычеты
  • Исчисления налога при переходе права собственности
    • В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента , определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

      К = М/12

      М - количество месяцев владения собственностью в году
    • до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
    • Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

Пример 1

В квартире (Москва) площадью 49 кв. м прописана семья из трех человек:
  1. Отец (инвалид II группы, имеет долю в праве собственности на квартиру в размере 2/3),
  2. Мать (не является пенсионером, имеет долю в праве собственности на квартиру в размере 1/3),
  3. Совершеннолетний сын (прописан в квартире, но не имеет доли в праве собственности на нее).
Кадастровая стоимость квартиры составляет 7 500 000 руб.,
инвентаризационная стоимость – 250 000 руб. Нужно рассчитать налог на имущество за квартиру в 2017 году.

Расчет

  1. Рассчитаем налог на имущество за 2014 год. Значение налога в 2014 году нужно для применения понижающего коэффициента для расчета налога в переходный период.
    Переходный период (2015-2018 гг.) - период перехода расчета налога на имущество "исходя из инвентаризационной стоимости" к расчету "исходя из кадастровой стоимости"

    В 2014 году сумма платежа рассчитывалась из инвентаризационной стоимости.
    • Отец, как инвалид, имеет льготу в виде освобождения от уплаты налога.
    • Сын права собственности на квартиру не имеет, а значит, не уплачивает налог.
    • Мать, владеющая долей в праве собственности на квартиру в размере 1/3, уплачивает налог, исчисленный с принадлежащей ей собственности,
      по следующей формуле:

      Налог = стИ x Доля х Ставка

      стИ - Инвентаризационная стоимость недвижимости
    Подставляем данные, получаем сумму налога от инвентаризационной стоимости квартиры:
    250 000 руб. х 1/3 х 0,1% = 83,33 руб.
    Примечание:
    Эту сумму налога (83 руб.) можно узнать из налогового уведомления в 2015 году, на основании которого уплачивался нолог за 2014 год.
  2. Рассчитаем налог на имущество за 2015 год.
    С 2015 года сумма платежа рассчитывается от кадастровой стоимости недвижимости. При этом, вне зависимости от количества собственников, предусмотрен вычет – 20 кв. м от общей площади квартиры, который налогом не облагается. Налог рассчитывается по следующей формуле:

    Налог = (Нк - Ни) x К + Ни

    Нк - сумма налога, рассчитанная из кадастровой стоимости;
    Ни - сумма налога, рассчитанная из инвентаризационной стоимости;
    К - понижающий коэффициент .
    1. Чтобы посчитать сумму налога, нужно сначала определить, какая площадь квартиры будет облагаться налогом. Для этого общую площадь квартиры уменьшим на предусмотренный законодательством вычет (20 кв. м):
      49 - 20 = 29 кв. м
    2. Далее определим кадастровую стоимость 1 кв. м квартиры:
      7 500 000 руб. / 49 кв. м = 153 061,22 руб.
    3. Для определения налоговой базы по налогу на имущество нужно умножить стоимость 1 кв. м квартиры на облагаемую налогом площадь:
      29 кв. м х 153 061,22 руб. = 4 438 775,38 руб.
    4. По условиям примера отец имеет льготу по налогу в виде освобождения от налога.
      Сын права собственности на квартиру не имеет, и, следовательно, налог не платит.
      Для расчета налога, подлежащего уплате матерью, нужно полученную налоговую базу умножить на долю матери в праве собственности на квартиру (получим налоговую базу):
      1/3 х 4 438 775,38 руб = 1 479 591,79 руб.
    5. Рассчитаем сумму налога исходя из кадастровой стоимости:
      1 479 591,79 руб. х 0,1% = 1479,59 руб.
    6. По формуле, указанной выше, рассчитаем налог на 2015, 2016, 2017 и 2018 годы, поскольку в НК РФ предусмотрены разные понижающие коэффициенты для каждого года.
    За 2015 год:
    (1 479,59 руб. - 83,33 руб.) х 0,2 + 83,33 руб. = 362,58 руб. За 2016 год:
    (1 479,59 руб. - 83,33 руб.) х 0,4 + 83,33 руб. = 641,83 руб. За 2017 год:
    (1 479,59 руб. - 83,33 руб.) х 0,6 + 83,33 руб. = 921,09 руб. За 2018 год:
    (1 479,59 руб. - 83,33 руб.) х 0,8 + 83,33 руб. = 1 200,34 руб. За 2019 год:
    (с 2019 года и последующие годы понижающий коэффициент не применяется, налог рассчитываетя исходя из кадастровой стоимости)
    1 479 591,79 руб. х 0,1% = 1 479,59 руб.

Ставки налога на имущество в Москве

(Закон г. Москвы от 19 ноября 2014 г. N 51 "О налоге на имущество физических лиц")

В отношении:

жилых домов, жилых помещений, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), а также в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства
Ставка налога Кадастровая стоимость объекта налогообложения
или объект налогообложения
0,1 % До 10 млн. рублей (включительно)
0,15 % Свыше 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно)
0,2 % Свыше 20 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно)
0,3 % Свыше 50 млн. рублей до 300 млн. рублей (включительно)
Иное имущество
0,1 % гараж и машиноместо
0,3 % Объект незавершенного строительства (жилой дом)
1,5 % Административно-деловые и торговые центы и помещений в них, нежилые помещения под офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания
2,0 % Объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей
0,5 % Прочие объекты налогообложения

Пример 2

15 мая 2016 года налогоплательщик купил квартиру в Москве площадью 70 кв. м.
Кадастровая стоимость квартиры составляет 8,7 млн руб.
Инвентаризационная стоимость на 01.01.2014 – 300 тыс. руб.

Расчет

При расчете используются те же формулы, что и в примере 1.
  1. Рассчитываем площадь квартиры с которой будет уплачиваться налог, применяя налоговый вычет:
    70 - 20 = 50 кв. м
  2. Определяем кадастровую стоимость 1 кв. м квартиры:
    8 700 000 руб. / 70 кв. м = 124 285,71 руб.
  3. Находим налоговую базу для расчета налога:
    50 кв. м х 124 285,71 руб. = 6 214 285,50 руб.
  4. Определяем налог от инвентаризационной стоимости квартиры:
    300 000 руб. х 0,1% = 300 руб.
  5. Рассчитаем сумму налога исходя из кадастровой стоимости.
    6 214 285,50 руб. х 0,1% = 6214,29 руб.
  6. Определяем сумму налога за 2016 год:
    Понижающий коэффициент за 2016 год = 0,4
    (6214,29 руб. - 300 руб.) х 0,4 + 300 руб. = 2665,72 руб.
  7. Рассчитываем период, за который будет уплачиваться налог, как отношение числа месяцев владения имуществом к общему числу месяцев отчетного года:
    8 мес. / 12 мес. = 0,67
  8. Чтобы рассчитать сумму налога, подлежащую уплате за период владения квартирой с мая по декабрь 2016 г. нужно сумму налога из п. 6 настоящего примера умножить на коэффициент из п. 7 настоящего примера:
    2665,72. х 0,67 = 1786,03 руб.

Налог на имущество организаций с 2015 года изменился, однако незначительно. Рассмотрим в нашей статье, по каким ставкам рассчитывается налог на имущество в 2016-2017 годах юридическими лицами, а также у кого есть возможность применять пониженные ставки налога.

Как определяется ставка и соответственно — сумма налога на имущество

Ставка налога на имущество организаций зависит:

  • от того, какая стоимость служит налоговой базой при расчете налога на имущество;
  • какие ставки установлены и как они дифференцированы в законе региона.

Максимальные значения ставок указаны в НК РФ и составляют (ст. 380):

  • 2,2% для базы, определяемой как среднегодовая стоимость;
  • 2% (с 2016 года) для базы, соответствующей кадастровой стоимости.

Если региональное законодательство не ввело в действие собственные ставки, то налог необходимо рассчитывать исходя из ставок, установленных Налоговым кодексом (п. 4 ст. 380).

Умножив нужную налоговую базу на необходимую налоговую ставку, можно определить сумму налога на имущество 2016 -2017 годов.

О том, как менялись принципы обложения налогом движимого имущества в течение последних лет, читайте в материале «Налогообложение движимого имущества: изменения-2017» .

Какова динамика ограничений на ставки налога на имущество организаций с 2014 года

Такие ограничения в части ставки налога на имущество установлены для налоговой базы, которой является кадастровая стоимость. Динамика их такова:

  • ставка налога на имущество в 2014 году не должна превышать 1,5% (для Москвы), 1% (для прочих регионов);
  • в 2015 году — 1,7% (для Москвы), 1,5% (для прочих регионов);
  • в 2016 году — 2,0% (для Москвы), 2,0% (для прочих регионов);
  • в дальнейшем — 2% (для всех).

О последовательности расчета налога от кадастровой стоимости подробнее читайте в статье «Пошаговая инструкция по расчету налога на имущество с кадастровой стоимости» .

Дополнительные ограничения налоговых ставок касаются таких объектов, как магистральные трубопроводы, линии энергопередачи и сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью (п. 3 ст. 380 НК РФ). То есть речь идет о том имуществе, которое включено в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504 (далее — постановление № 504). Изменение этого ограничения происходит следующим образом:

  • до 0,4% в 2013 году;
  • до 0,7% в 2014 году;
  • до 1,0% в 2015 году;
  • до 1,3% в 2016 году;
  • до 1,6% в 2017 году;
  • до 1,9% в 2018 году.

В особую группу выделены железнодорожные пути общего пользования и сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, ставки по которым не могут превысить (п. 3.2 ст. 380 НК РФ):

  • 1% в 2017 году;
  • 1,3% в 2018 и 2019 годах;
  • 1,6% в 2020 году.

Кто может применять пониженные ставки налога на имущество в 2015-2017 годах

Арендаторы имущества, входящего в перечень, утвержденный постановлением № 504, наравне с собственниками имеют возможность применять пониженные ставки по налогу на имущество организаций с 2015 года , но лишь в отношении произведенных ими капитальных вложений в эти объекты. Об этом говорит Минфин в письме от 03.06.2013 № 03-05-05-01/20161.

Если организация не владеет ни железнодорожными путями, ни магистральными трубопроводами или линиями энергопередачи, но имеет на балансе сооружения, являющиеся их неотъемлемой частью, тогда по данным объектам она вправе применять пониженные ставки. Такой вывод сделали чиновники Минфина в письме от 16.05.2013 № 03-05-05-01/17008.

Как категория плательщика и объект налогообложения по налогу на имущество влияют на ставку

Как уже было сказано, ставка налога на имущество определяется властями регионов. При этом ставка может быть одинаковой для всех организаций, а может различаться в зависимости от следующих факторов, действующих совместно или по отдельности (п. 2 ст. 380 НК РФ):

1. Категория налогоплательщика. Минфин России в письмах от 31.01.2012 № 03-05-06-01/03 и от 13.03.2008 № 03-05-04-01/10 пояснил, что такие категории зависят от вида экономической деятельности, отрасли экономики и прочих общих признаков.

2. Объект налогообложения (или вид имущества). Согласно разъяснениям, приведенным в письмах Минфина России от 31.01.2012 № 03-05-06-01/03 и от 13.03.2008 № 03-05-04-01/10, специальные ставки устанавливаются для конкретных имущественных объектов или комплексов, которые используются в отдельных видах экономической деятельности, отраслях экономики и т. п.

Согласно нормам ст. 3 НК РФ на формирование размера налоговой ставки не должны оказывать влияния форма собственности компании и место происхождения капитала.

Возможна ли нулевая ставка по налогу на имущество предприятий

Поскольку при налогообложении имущества Налоговый кодекс не определяет минимальной границы для налоговой ставки, то теоретически у региональных властей есть возможность ввести нулевую ставку в своем регионе. Такое мнение выразил Минфин в письме от 13.03.2008 № 03-05-04-01/10.

Также нулевая ставка по налогу на имущество в 2015-2017 годах применяется при налогообложении объектов недвижимого имущества, относящегося к магистральным газопроводам и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью. Кроме того, объекты газодобычи, производства и хранения гелия также облагаются по нулевой ставке. Однако при этом должны соблюдаться условия, перечисленные в п. 3.1 ст. 380 НК РФ.

С 2017 года перечень объектов, облагаемых по нулевой ставке, расширен за счет включения в него объектов, предусмотренных проектами по разработке месторождений, и необходимых для обеспечения работы тех объектов, для которых нулевая ставка имела место ранее (магистральных газопроводов, объектов газодобычи, производства и хранения гелия).

Как рассчитывается налог на имущество в 2016-2017 годах для юридических лиц в ОЭЗ

Для особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области предусмотрены собственные льготы по налогу согласно ст. 385.1 НК РФ. Данные льготы в виде пониженных налоговых ставок действуют в отношении имущества, которое создавалось или приобреталось резидентами ОЭЗ при реализации различных инвестиционных проектов.

Материалы подготовлены аудиторами компании «Правовест Аудит»

Движимое имущество, не признаваемое объектом налогообложения и движимое имущество, освобожденное от налогообложения

Разъяснения порядка применения норм п. 8 ст. 374 НК РФ и п. 25 ст. 381 НК РФ даны в письмах Минфина России от 28.05.2015 N 03-05-05- 01/30892, от 13.05.2015 N 03-05-05-01/27311, от 02.04.2015 N 03-05-05- 01/18313, от 02.04.2015 N 03-05-05-01/18416, от 02.04.2015 N 03-05-05- 01/18402.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

На основании подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, не признавалось объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств.

Согласно вступившим в силу с 1 января 2015 года положениям Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 366-ФЗ) в соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ с 1 января 2015 года не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций объекты основных средств, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Вышеназванное исключение из объекта налогообложения применяется налогоплательщиками в силу нормы подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ вне зависимости от факта приобретения имущества у взаимозависимых лиц. (Письмо Минфина России от 24.06.2015 N 03-05-05-01/36524)

Вместе с тем в соответствии с пунктом 25 статьи 381 НК РФ с 1 января 2015 года освобождаются от налогообложения организации — в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств , за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми.
Указанная норма не содержит особенностей налогообложения имущества, принятого к учету у налогоплательщика в качестве объекта основных средств, в зависимости от того, в качестве какого объекта бухгалтерского учета такое имущество учитывалось у лица, осуществившего его передачу.

Таким образом:

Движимое имущество, относящееся к первой или второй амортизационной группе не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество.

Движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года (не относящееся к первой и второй амортизационной группе) освобождено от налогообложения налогом на имущество на основании пункта 25 ст. 381 НК РФ.

Движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года в результате реорганизации (в том числе присоединения) или ликвидации, а также приобретенное у лица, признаваемого в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимым с организацией- приобретателем, с 1 января 2015 года подлежит налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Аналогичная точка зрения изложена в Письме ФНС России от 01 июня 2015г. N БС-4-11/9319@ Об изменениях в исчислении налога на имущество с 2015 года.

С 1 января 2015 года не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу согласно Классификации основных средств, утвержденной Правительством РФ.

Одновременно с 1 января 2015 года льгота по налогу на имущество предоставляется в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением движимого имущества, принятого на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
Таким образом, с 1 января 2015 года движимое имущество, принятое на баланс с 1 января 2013 года в результате реорганизации, а также полученное (приобретенное) от взаимозависимого лица, с 1 января 2015 года облагается налогом на имущество в общеустановленном порядке.

При этом основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу, не признаются с 1 января 2015 года объектами налогообложения вне зависимости от даты постановки на учет и источника получения (приобретения).

Следовательно, в 2015 году должно быть вновь введено в налоговый оборот движимое имущество, поставленное на учет организациями в налоговых периодах 2013-2014 годов в результате реорганизации или полученное (приобретенное) от взаимозависимых лиц, за исключением не являющихся объектами налогообложения с 1 января 2015 года ОС, включенных в первую или во вторую амортизационную группу.

Движимое имущество, изготовленное из комплектующих изделий и учитываемое в качестве ОС с 01.01.2013, налогом на имущество не облагается. Письмо Минфина от 15 мая 2015г. N 03-05-05-01/27973

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01 и Планом счетов бухгалтерского учета.

С 1 января 2015 года ОС, включенные в 1 или во 2 амортизационную группу в соответствии с Классификацией ОС, утвержденной Правительством РФ не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций вне зависимости от даты постановки их на учет в качестве ОС.

Движимое имущество, включенное в иные амортизационные группы в соответствии с Классификацией, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве ОС (в том числе в 2013 и 2014 годах), не облагается налогом, за исключением движимого имущества, принятого на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между взаимозависимыми лицами.
Учитывая положения ПБУ 6/01 и Плана счетов бухгалтерского учета, указанная налоговая льгота применяется в отношении ОС, учтенных организацией на счетах бухгалтерского учета 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Согласно Плану счетов бухучета предметы труда, предназначенные для обработки, переработки или использования в производстве либо для хозяйственных нужд, в том числе комплектующие изделия, не учитываются в качестве ОС, а отражаются в качестве производственных запасов по счету 10 «Материалы», в частности по счету 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали».

Комплектующие изделия не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество.

О применении освобождения от налога на имущество организаций движимого имущества — ОС в случае приведения учредительных документов и наименования АО в соответствие с гл. 4 ГК РФ

Разъяснения по этому вопросу даны в письме Минфина России от 09.02.2015 N 03-05-05-01/5111.

Движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств в результате реорганизации или ликвидации, приобретения у взаимозависимых лиц в течение 2013-2014 годов, признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций с 1 января 2015 года.

Согласно части 7 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона N 99-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. При этом изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Кроме того, частью 10 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ установлено, что перерегистрация ранее созданных юридических лиц (в том числе акционерных обществ) в связи с вступлением в силу изменений не требуется.

Таким образом, приведение учредительных документов, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона N 99- ФЗ, в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не является реорганизацией (ликвидацией) юридических лиц .

При этом, в письме Минфина России от 12.12.2014 N 07-02-09/64114 разъясняется, что изменение организацией организационно-правовой формы рассматривается как реорганизация в форме преобразования.

Особенности определения налоговой базы как кадастровой стоимости недвижимости

В каких случаях налоговая база определяется как кадастровая стоимость?

Как известно, с 2014 года налоговая база для исчисления налога на имущество организаций по некоторым объектам недвижимости определяется не как среднегодовая стоимость по данным бухучета, а как кадастровая стоимость (п. 2 ст. 375 НК РФ).

Для целей налогообложения учитывается кадастровая стоимость объекта, внесенная в государственный кадастр недвижимости (письмо ФНС России от 25.09.2014 N БС-4-11/19568).

В статье 378.2 НК РФ установлен перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Среди них — административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; здания, предназначенные или фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания; недвижимость иностранных компаний, не имеющих в РФ постоянных представительств, с 2015 года — жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве основных средств.

При этом особенности исчисления налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, устанавливаются законом соответствующего субъекта РФ. В регионе утверждаются результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Помимо этого, в субъекте РФ устанавливается конкретный Перечень объектов «коммерческой» недвижимости в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, а также нежилых помещений, для которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Исчисление налога на имущество по жилым домам и помещениям, не учтенных в качестве ОС

База по налогу на имущество организаций в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых в бухучете в качестве объектов основных средств, определяется как кадастровая стоимость таких объектов (пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ);

Вопрос о налогообложении налогом на имущество организаций жилых домов и помещений, учитываемых на балансе в качестве товаров или готовой продукции, и машино-места, расположенного в административно-деловом или торговом центре разъяснен в письме ФНС от 23 апреля 2015 г. N БС-4-11/7028@.

Пунктом 2 статьи 378.2 Кодекса определено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 4 пункта 1 указанной статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

При этом в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится в отношении учтенных в государственном кадастре объектов недвижимости .

В этой связи подлежат налогообложению по кадастровой стоимости учтенные в государственном кадастре объектов недвижимого имущества жилые дома и жилые помещения, учитываемые на балансе организации в качестве товаров или готовой продукции в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, с учетом положений закона субъекта Российской Федерации.

В случае если законом субъекта Российской Федерации не установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, то жилые дома и жилые помещения, учитываемые на балансе организации в качестве товаров или готовой продукции в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, не облагаются налогом на имущество организаций.

В отношении машино-места сообщаем, что машино-место, расположенное в административно-деловом или торговом центре, включенном в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, облагается налогом на имущество организаций в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.

Установлены критерии признания здания (строения, сооружения) одновременно административно-деловым и торговым центром для целей исчисления налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости такого объекта (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ).

Отнесение объекта к административно-деловому или торговому центру предопределено видом разрешенного использования земельного участка под ним либо видом предназначения, фактического использования 1/5 части площади объекта.

Согласно п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ, введенному в действие с 2015 г., здание может считаться одновременно административно-деловым и торговым центром, если оно предназначено или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Если организации принадлежит на праве собственности нежилое здание или помещение в нем, хотя бы фактически и не используемое и даже не предназначенное для указанных целей, нужно посмотреть на вид разрешенного использования земельного участка и характеристики соседних помещений в здании.

Вопрос об определении налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, ошибочно включенного в перечень, указанный в ст. 378.2 НК РФ, в том числе по причинам несоответствия признакам объекта торговли или объекта административного назначения, отсутствия регистрации права собственности на объект недвижимости и сведений о правообладателе разъяснен в письме Минфина России от 20.01.2015 N 03-05-04-01/1246) .

Согласно пункту 5 статьи 378.2 Кодекса фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса (далее — Перечень объектов недвижимого имущества), направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

С учетом изложенного в Перечень объектов недвижимого имущества должны быть включены объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, отвечающие условиям, установленным пунктами 3-5 статьи 378.2 Кодекса.

Объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, не включенные в Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на соответствующий налоговый период, в силу подпункта 2 пункта 12 статьи 378.2 Кодекса подлежат налогообложению исходя из налоговой базы, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса, то есть исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При этом полагаем, что в случае ошибочного включения объекта недвижимого имущества в Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 Кодекса необходимо внести изменения в Перечень объектов недвижимого имущества, с учетом которых в соответствующем налоговом периоде должны применяться к указанному объекту недвижимого имущества положения главы 30 «Налог на имущество организаций» Кодекса.

В случае когда объект недвижимого имущества образован в течение текущего налогового периода в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству РФ действия в отношении объектов недвижимости, включенных в перечень по состоянию на 1 января года соответствующего налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества облагается налогом исходя из кадастровой стоимости, определенной на дату его постановки на государственный кадастровый учет до включения в перечень (абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);

По Вопросу внесения изменений в течение налогового периода в перечень недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость разъяснения даны в письме ФНС от 28 апреля 2015 года N БС-4-11/7315.

Согласно пункту 2 статьи 375 Кодекса налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Кодекса, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в частности, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

  1. административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  2. нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно положениям пунктов 2 и 7 статьи 378.2 Кодекса налоговая база в отношении перечисленных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса объектов недвижимости определяется как кадастровая стоимость в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При этом пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса предусмотрено единоразовое определение указанного перечня не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.

Кроме того, абзацем первым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса определено, что выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.

Таким образом, статьей 378.2 Кодекса не предусмотрено внесение изменений в течение налогового периода в перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части добавления в него новых объектов.

Однако следует иметь в виду, что ошибочно включенные уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации в перечень объекты недвижимого имущества, а также включенные в перечень объекты, в отношении которых судом принято решение о неправомерности их включения в перечень (например, по причине несоответствия критериям отнесения объекта недвижимого имущества к объектам, в отношении которых региональным законодательством установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости), должны быть исключены из перечня, определенного на соответствующий налоговый период, с обязательным размещением соответствующей информации на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (соответственно, в зависимости от того, на каком сайте первоначально был размещен перечень).

В случае если принято решение об исключении из перечня неправомерно включенного в перечень объекта недвижимого имущества, налоговая база в отношении указанного объекта в соответствующем налоговом периоде определяется как среднегодовая стоимость.

Об учете для целей налогообложения изменений в кадастровой стоимости

В случае если кадастровая стоимость объекта недвижимости изменилась при исправлении технической ошибки, допущенной Росреестром, измененная кадастровая стоимость в целях исчисления налога на имущество организаций применяется начиная с периода, в котором была совершена указанная ошибка (абз. 2 п. 15 ст. 378.2 НК РФ);

Если комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суд примет решение о ее изменении, то новая величина учитывается при расчете налога на имущество организаций начиная с периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения оспариваемой стоимости в госкадастр недвижимости (абз. 3 п. 15 ст. 378.2 НК РФ);

Изменения, внесенные согласно новому п. 15 ст. 378.2 НК РФ:

Основание Учет при определении налоговой базы
Исправление технической ошибки в кадастре Учитывается начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка
Изменение кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Учитывается начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания
Остальные случаи Не учитывается при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах
Налогообложение по кадастровой стоимости в Москве и М.О.

На территории города Москвы ставка налога на имущество организаций, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, а также особенности определения налоговой базы установлены Законом г.Москвы от 05.11.2003г. N 64 «О налоге на имущество организаций».

Налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв.м. и помещений в них (кроме находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если эти здания (строения, сооружения) расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение:

  • офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
  • торговых объектов;
  • объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв.м. и помещений в них, фактически используемых для делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

2.1. расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, площадью свыше 3000 кв.м., принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (норма действует с 2015 года);

3) недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, а также недвижимости иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.

Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП на 2015 год утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (доступен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru).

В Москве налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, устанавливается в следующих размерах:

  1. 0,9 процента — в 2014 году;
  2. 1,2 процента — в 2015 году;
Московская область

На территории Московской области ставка налога на имущество организаций, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, а также особенности определения налоговой базы установлены Законом Московской области от 21.11.2003 N 150/2003-ОЗ.

Налоговая база как кадастровая стоимость имущества, определяется в отношении следующих видов недвижимости:

  1. торговых центров (комплексов) общей площадью от 1000 кв.м. и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
  2. объектов недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, а также в отношении недвижимости иностранных организаций, не относящейся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.
Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, устанавливается в размере: в 2014 году — 1,0 процента, в 2015 году — 1,5 процента, в 2016 году и последующие годы — 2 процента.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определен Распоряжением Минмособлимущества от 19.12.2014 N 12ВР-1559. (доступен на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru).