Древние ландшафты. Исторический опыт садово-паркового искусства и ландшафтного проектирования

Древние ландшафты. Исторический опыт садово-паркового искусства и ландшафтного проектирования
Древние ландшафты. Исторический опыт садово-паркового искусства и ландшафтного проектирования

Как вы думаете, сколько лет существует ландшафтный дизайн? Не знаете? На самом деле даже историки не могут дать точный ответ. Если говорить о самом названии, то ему всего-то около 200 лет.

А такое понятие, как «обустраивать пространство вокруг своего дома, высаживать деревья и растения», скорее всего, существует с момента возникновения земледелия. По разным данным оно возникло около 9-13 тысяч лет назад.

Фактически история развития ландшафтного дизайна шла параллельно с историей развития человечества. Древний человек был изначально привязан к природе, потому что от взаимодействия с ней зависела его жизнь – он получал от неё пропитание, одежду и жилище.

В большинстве своём близлежащие к дому территории «обустраивались» огородами, грядками для чисто утилитарных целей – получить пищу.

Однако в нашем современном понимании – это, всё-таки, не огород с помидорами. А нечто такое, чем можно любоваться. Это то, что доставляет эстетическое удовольствие. И, в конце концов, это место, где можно отдохнуть.

Так вот первые парковые зоны для эстетического созерцания, для удовольствия, для прогулок начали появляться тогда, когда появились первые зажиточные, знатные люди, т.е. с началом рабовладельческого строя. И чем богаче был человек, тем больше и красивее были сады, окружавшие его владения.

В каждой стране свой стиль

В каждой стране история ландшафтного дизайна складывалась по-своему. Вы, наверно, знаете, что есть итальянский стиль, французский и множество других. Формирование каждого стиля произошло не случайно. И не случайно каждый стиль приписывают какой-то одной стране. Зарождению определённых стилей способствовали, в первую очередь, рельеф и климат конкретной страны. Например, регулярные парки на холмистом рельефе называют итальянскими, а на ровной местности – французскими, сады с обилием цветов называют – голландскими и т.д.

Давайте посмотрим, как развивался ландшафтный дизайн с самых истоков.

Древние сады

Например, в Древнем Египте первые «сады для удовольствия» появились у богатых жрецов. Их изображения, где они отдыхают в тени деревьев и наслаждаются вкусом фруктов, можно увидеть на древнеегипетских фресках.

В садах жрецов выращивались различные виды цветов с изысканными ароматами, поверхность водоёмов была покрыта лотосами и нимфеями. А в эпоху царствования Клеопатры чаще выращивали садовые розы.

Всем известны висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Это сооружение состояло из 4 террас, возвышающихся друг над другом. Две нижние террасы были засажены деревьями, а верхние – кустарниками и цветами.

В Фивах – древнем городе Греции – широкое распространение в то время получила пергола. Это было такое «воздушное» сооружение, украшенное гроздьями винограда или другими растениями, которое тянулось вдоль всей территории двора. А беседки обвивали разные виды роз.

В Персии ландшафтное искусство начало развиваться благодаря созданию специальных парков наподобие сегодняшних заповедников, которые были густо населены различными видами животных: кабанами, львами, парнокопытными. Но создавались эти парки отнюдь не для защиты животных, а для охоты на них.

И персы, чтобы обеспечить себе больший комфорт в процессе охоты, стали разбивать в парках клумбы, цветочные газоны, устанавливать павильоны для отдыха и фонтаны. Именно в Персии появились первые, аккуратно подстриженные живые изгороди , делившие парк на зоны с разным ландшафтом.

В таких странах, как Китай и Япония, пейзажное искусство зародилось в глубокой древности. Садовые стили в этих странах сформировались под влиянием древних философий и исконных религий, которые призывали к единению природы и человека. Садам Китая и Японии свойственна умиротворённость, спокойствие и тишина. В них обязательно присутствовали водные объекты, беседки и камни.

Сады Средневековья и Нового времени

Эпоха Возрождения XIV-XVI веков стала неким рубежом в формировании ландшафтного искусства. В парках той эпохи появилось обилие скульптур, создавались целые скульптурные аллеи, высаживались раскидистые деревья, высокорослые кустарники, создавались искусственные водоёмы.

В XVII веке в моде были классические регулярные парки с прямыми лентами многочисленных дорожек. Примерно в это же время в Европе разделились понятия сад и парк. Сады стали использовать больше для уединения, отдыха. А парки стали местом проведения различных торжеств с большим количеством людей. В парках устраивались театральные представления, концерты, иллюминационные вечерние праздники.

К XVIII веку модное тогда в Европе регулярное направление сменилось пейзажным, пришедшим с Востока. Общественные парки стали ближе к естественной природе. Маршруты дорожек в них продумывались таким образом, чтобы объединить места с самыми красивыми пейзажами.

История ландшафтного дизайна в России

В России ландшафтное искусство развивалось практически в одном темпе с европейским. Однако наиболее свежие течения в России появились, когда Пётр I «прорубил» окно в Европу.

В XVII веке в России появились увеселительные парки и ботанические оранжереи. Особенно популярны были парки-лабиринты, дорожки которых разделялись высокой живой изгородью. А в скором времени клумбам с душистыми цветами пришли на смену цветники с луковичными растениями : нарциссами, тюльпанами, гиацинтами – этакий привет из дружественной Голландии.

Ландшафтный дизайн Новейшего времени

Надо сказать, что смена направлений, стилей, в какой бы то ни было стране, никогда не совершалась стихийно. Стили как бы наслаивались друг на друга, новые веяния постепенно вытесняли более старые течения. В особенности такое наслаивание заметно в период XIX века.

Двадцатый век внёс серьёзные преобразования не только в историю развития ландшафтного дизайна, но и в садовую архитектуру. Появились новые феерические постройки, благодаря которым граница между домашним интерьером и садовым ландшафтом стала практически незаметной.

Сегодня в мире встречаются сады любого направления и стиля. Какого-то безусловного преобладания того или другого стиля не существует. Более того, приветствуется смешение нескольких стилей и использование каких-то креативно обработанных элементов.

Однако история развития ландшафтного искусства на этом не остановилась, она совершенствуется и по сей день. Поскольку людям постоянно приходят на ум какие-то новые идеи. Каждый создаёт сад на свой вкус, и в итоге появляются новые стили. Так и происходит дальнейшее развитие этого прекрасного искусства.

Предлагаем отправиться в увлекательное путешествие по самым удивительным природным ландшафтам. Эти необычные пейзажи созданы только самой природой. (на фото: Eaglehawk Neck, Тасмания)

1. Eaglehawk Neck, Тасмания

Узкий перешеек Eaglehawk Neck соединяет тасманский полуостров с основной частью Тасмании. В этом месте можно наблюдать редкое явление природы: мозаичный тротуар, образованный в результате эрозии.
Интересно, что в этом месте когда-то была тюрьма. Из-за удобного местоположения отсюда было практически нереально сбежать, но некоторым удавалось, правда дальнейшая судьба многих беглецов так и осталась неизвестной.

2. Салар де Уюни, Боливия


На юго-западе Боливии мы можем увидеть соляную пустыню, которая раскинулась почти на 4100 квадратных мили. На фото ниже предаставлено соленое озеро Салар-де-Уюни.

3. Памуккале, Турция

Самое впечатляющее чудо : минеральный курорт Памуккале, что переводится как «хлопковый замок». Теплые воды термальных источников соприкасаются с травертином — камень становится белым. Так создается впечатление снежного пейзажа.

4. Пункайки, Новая Зеландия


Пункайки — небольшой поселок на западном побережье Южного острова Новой Зеландии, который известен своими скалами. Они были сформированы 30 миллионов лет назад. Здесь можно увидеть фрагменты мертвых морских существ и растений. Дождь, ветер и морская вода создали причудливые формы этих скал.

5. Перито-Морено, Аргентина

А сейчас отправляемся на прогулку по льдам под названием «Big Ice». Это гигантский ледник Перито-Морено, и находится в национальном парке Лос-Гласиарес на юге Аргентины. Ледяные стены достигают высоты до 40 метров. Перито-Морено является лишь частью ледового плато, третьего по величине запасника пресной воды в мире. Ледник находится постоянно в движении, из-за чего с грохотом, похожим на взрывы, отламываются большие куски льда.

6 . Сеноты, Мексика

Сеноты (дословный перевод: воронки, природные скважины) полуострова Юкатан расположены к югу от курорта Канкун. Весь полуостров Юкатан когда-то был рифом под океаном, но вода отступила. В результате обрушения сводов известняковых пещер образовались сеноты — естественные провалы, в которых протекают подземные воды.
Это целая подземная вселенная, объединяющая большие пещеры, карстовые туннели и отверстия. Этот район очень популярен для любителей подводного плавания и дайвинга.

7 . Тропа Гигантов (Giant’s Causeway), Северная Ирландия

Тропа Гигантов Севорной Ирландии — одно из самых излюбленных мест для туристов. Мостовая гигантов была внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это уникальное природное явление — результат активности древнего вулкана. Выступы сформировались при остывании лавового потока. Однако существует и другая мифическая версия появления причудливой тропы: дорогу построил герой кельтских мифов Финн Мак Кумал.

8. Холмы в Забриски Пойнт, Долина Смерти, США

Вы только представьте, что температура воздуха здесь колеблется от -9С до рекордных +57С.
Самой известной смотровой площадкой в Долина Смерти является Забриски Поинт. Этот уникальный ландшафт сформировался несколько миллионов лет назад на месте древнего озера Furnace Creek. Также в этом месте можно наблюдать уникальное необъяснимое явление природы: камни-кочевники, некоторые весом более 100кг, медленно передвигаются по поверхности.

9. Каппадокия, Турция

И снова Турция! Каппадокия – это уникальное место в Турции, сформировавшееся вследствие вулканической активности. Оно знаменито своим необычным ландшафтом, огромным количеством пещерных храмов, монастырей и подземных городов, вырубленных в скалах! В этом месте протекает самая длинная река Турции — Кызыл-Ирмак - Красная река.

10 . Белая пустыня, Египет

Знаменитая Белая пустыня Египта находится примерно в 30 киломметрах к северу от города Фарафра. Когда-то очень давно это место занимало море. Известняковые отложения, которые вы можете наблюдать на фото выше, созданы самим ветром и образованны из кальцированных останков морских обитателей — планктона, улиток, аммонитов и кораллов. Высота некоторых глыб может достигать 10-12 метров.

11. Йеллоустонский национальный парк, США

Знаменитый парк с удивительными пейзажами был основан в 1872 году. Его площадь составляет 898 тысяч Га. Это место внесено в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. На высоте 2135 метров находится одно из самых крупных высокогорных озер мира — Озеро Йеллоустоун. Главная достопримечательность Йеллоустонского парка являются горячие источники и гейзеры.

12. Хверир, Исландия.

Хверир — геотермальная область на северо-востоке Исландии. Это место — настоящий рай для любителей сюрреализма! И на этот раз в качестве автора выступает сама природа! Из-под земли под напором вырывается очень горячая вода. Впечатляет, но долго в этих местах не пробыть из-за стойкого неприятного запах сероводорода.

13. Красные дюны, Соссусфлей, Намибия

Одним из самых популярных туристических достопримечательностей в Намибии являются Соссусвлей. Можно сказать, что это самые высокие и живописные песчаные дюны в мире. Вы только представьте, самая высокая дюна имеет высоту 383 метра!

Кратер этого вулкана вполне правдоподобно демонстрирует, что происходит на Ио, спутнике Юпитера: множество булькающих гейзеров, фантастические цвета и настойчивый запах серы. Расположенный ниже всех других вулканов в мире — минус 48 м от уровня моря — Даллол по-прежнему активен, благодаря чему близлежащие окрестности беспрерывно бурлят и кипят. Но последнее крупное извержение произошло в 1926 году — именно тогда и образовалось «внеземное» озеро, представляющее собой причудливые соляные образования в обрамлении лужиц зеленой и фиолетовой жидкости.

Кратер Даллола — самое жаркое место на Земле: среднегодовая температура здесь составляет 34 градуса Цельсия. В такой жаре и такой агрессивной среде не способна существовать ни одна форма жизни, кроме бактерий. Именно они и обеспечивают яркие цветные воспоминания каждому посетителю этого неприветливого места.

Добраться до Даллола не так-то просто — несмотря на явное изобилие природных ресурсов, дороги туда не проложены. Это место регулярно посещают лишь караваны верблюдов, на горбах которых вывозят добытую здесь соль.

Цинжи-дю-Бемарха, Мадагаскар

Фото Diomedia

Труднопроизносимое название этого заповедника происходит от еще более сложного слова mitsingitsignia, что по-малагасийски означает «ходить на цыпочках». Действительно, при взгляде на местный ландшафт мысль о каком-либо другом виде передвижения даже не приходит в голову.

Знаменитый Каменный лес образовался в результате эрозии известковых пород: вместо обычных гор здесь взмывает вверх частокол острых каменных пиков. Среди них пробиваются редкие (в обоих смыслах слова) деревья, носятся такие же редкие животные — лемуры — и мелькают не менее редкие птицы. Внизу, у подножия, тоже не заскучаешь: там лесные каньоны, таинственные пещеры и темные воды реки Манамболо.

Заповедник здесь организован в 1927 году с целью сохранения естественных природных условий, и до сих пор некоторые его части закрыты для посещения. Но и те, что доступны, все равно кажутся занесенными сюда откуда-то извне Земли.

Лунная долина, Бразилия

Лунная долина расположена на территории национального парка Шапада-дус-Веадейрус в Бразилии. Плато, на котором стоит парк, образовалось около 1,8 млрд лет назад. Местные скалы — древнейшие на Земле: они всего-то в два с небольшим раза младше Луны. За многие тысячелетия воды реки Сан-Мигель обточили естественный кварц, из которого состоят здешние скалы, до самых причудливых и неестественных форм. Окрестности долины тоже запомнятся надолго: помимо окаменевших остатков древних растений и животных здесь в изобилии представлены их процветающие потомки: орхидеи, пальмы, перечные деревья, муравьеды, тапиры, капибары, нанду и др. В 2001 году национальный парк Шапада-дус-Веадейрус был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. И единственное, что может смущать в этом решении, почему оно было принято лишь спустя сорок лет после открытия долины.

Озеро Клилук, Канада

Пятнистое озеро Клилук — одно из самых странных мест на Земле — не похоже ни на одну известную нам планету. Из-за высокой концентрации солей (самой высокой среди земных озер) и особого климата Клилук в жаркий сезон представляет собой скопище небольших озерец, между которыми можно спокойно ходить. Звучит это довольно скучно, зато выглядит незабываемо.

Благодаря солям здешние воды обладают целебными свойствами, и эта особенность в свое время стала причиной ожесточенного противостояния местных индейцев и колонистов-европейцев. Для аборигенов Клилук — место священное, с ним связано много легенд и сказаний, это неотъемлемая часть местной культуры. И когда в 1979-м году Эрнест Смит, де-юре владелец этих земель, задумал устроить здесь лечебный курорт, это вызвало бурю негодования у коренного населения. Индейцы боролись за право сохранить заповедную землю в неприкосновенности двадцать с лишним лет, и только в 2001 году выкупили ее за 720 000 долларов. С тех пор доступ к озеру ограничен и побывать на нем можно, только получив разрешение у старейшин. Это хоть и непросто, но вероятно, а в крайнем случае можно полюбоваться видом на Клилук с шоссе неподалеку.

Река Тинто, Испания

Еще древние народы иберов и тартессийцев начали разработку полезных ископаемых в горах Сьерры-Морены — там, где берет начало река Тинто. Железо, медь, серебро, золото, марганец — чего только здесь не добывали за 5000 лет! Все это неизбежно попадало в неспешно текущие воды местной речки и распространялось по окрестностям. Казалось бы, ничего живого, кроме людей в комбинезонах и касках, здесь быть не может. Но природа распорядилась по-своему и поселила сюда родственниц бактерий-экстремофилов из Кровавого водопада в Антарктиде. Они с радостью стали перерабатывать ядовитые для любого нормального организма вещества. В результате Тинто и ее окрестности окрасились во все оттенки красного и желтого, а ученые получили очередную надежду на существование жизни вне Земли.

Местные условия схожи с марсианскими и с тем, что происходит под ледяной оболочкой Европы, спутника Юпитера. Самое прекрасное, что на это можно спокойно посмотреть своими глазами: хотя промышленные разработки продолжаются здесь по сей день, большинство участков реки свободны для посещения.

Сухие долины, Антарктида

Самое сухое место на Земле — это отнюдь не Сахара или Гоби, как можно предположить, а местечко в Антарктиде с говорящим названием Сухие долины: кое-где в них воды не было уже 2 млн лет! Этот участок земли окружен горами, с которых под действием гравитации с огромной скоростью (около 300 км/ч) спускается холодный плотный воздух, унося с собой все, что попадется по пути, включая воду, снег и лед. Если сравнивать эти условия с тем, что происходит на планетах Солнечной системы, то ближе всего они будут к марсианским. Какова же была радость ученых, когда даже в таких суровых условиях была обнаружена жизнь — бактерия, которой для существования достаточно тех капелек влаги, что умудряются укрыться от ветров в неровных поверхностях скал.

Еще интереснее другая бактерия, соседка, живущая под ледником Тейлора, который тоже территориально относится к Сухим долинам. Эта анаэробная бактерия перерабатывает серу и железо, а результат такой жизнедеятельности вместе с водой вытекает на поверхность — так образуется Кровавый водопад. Окрашенная оксидом железа вода на белом фоне ледника смотрится жутковато, как будто из огромной незаживающей раны хлещет кровь.

Галерея «Волна», США

Поразительное образование из песка и камня под названием «Волна» располагается на границе американских штатов Юта и Аризона. 200 млн лет могучие ветра вытачивают эти волнообразные формации с неожиданной и приятной глазу геометрией. Когда-то это были песчаные дюны, под давлением времени и природных условий превратившиеся в ребристые разноцветные холмы; сейчас это одна из главных приманок для ландшафтных фотографов со всего мира. Интерес к аризонской галерее из песчаника настолько высок, что местные власти вынуждены ограничивать поток желающих хоть краем глаза взглянуть на это чудо природы. Поэтому в день выдается только двадцать путевок. Причем десять из них разыгрываются в лотерею еще за четыре месяца до предполагаемого посещения, а другие десять — за день до поездки. И если в низкий сезон велики шансы выиграть разрешение за два-три дня, то в высокий — с марта по ноябрь — вероятность падает ниже 50%. Но если получить разрешение в Аризоне никак не получается, можно в качестве утешения посмотреть на подобные образования в Юте: они не так популярны, как «Волна», и менее впечатляющи, зато более доступны.

Солончак Уюни, Боливия

Некоторые называют это место «границей неба и земли», но это выражение не совсем верно. Скорее это место, где небо и сверху, и снизу, и по нему можно ходить: это самое большое зеркало на Земле, настолько большое, что уходит за горизонт.

Солончак Уюни — крупнейший в мире. В недрах высохшего соляного озера хранится запас природных веществ и минералов на много тысяч лет вперед. Такой специфический состав и природные условия превратили это место в уникальнейшую точку на планете. Во-первых, перепад высот на площади в десять с лишним тысяч квадратных километров не превышает одного метра. Во-вторых, в сухой сезон это ярчайшая белая равнина, а когда выпадает дождь — безупречно подробное отражение неба. При этом глубина озера в большинстве мест не превышает нескольких сантиметров, так что по нему можно свободно разгуливать, наблюдая облака под ногами. Кроме того, каждый ноябрь сюда прилетают полчища фламинго редких видов и раскрасок. Но желающим посетить солончак Уюни стоит учесть, что находится он на высоте 3500 м над уровнем моря, так что придется некоторое время акклиматизироваться.

Гора Рорайма, Венесуэла

В 1839 году экспедиция немецкого путешественника и исследователя Роберта Шомбургка по Британской Гвиане в буквальном смысле уперлась в стену, уходившую за облака. Это была гора, но гора необычная — будто кто-то огромным ножом отсек ее вершину, оставив гигантскую ровную платформу. Отчет Шомбургка о путешествии попался на глаза сэру Артуру Конан Дойлю, воображение которого тут же поместило на плато чудом сохранившийся с доисторических времен «Затерянный мир».

На самом деле происходящее на вершине горы Рорайма — одной из тепуи, южноамериканских столовых гор, остаток огромного плато из песчаника, существовавшего, когда Южная Америка и Африка были одним континентом, — больше похоже на представления писателей-фантастов 1950-х о Венере: вечный дождь, поливающий совершенно неземной ландшафт. «Тепуи» на языке местных индейцев означает «дом богов». Но дом этот довольно неуютный: дожди вымывают питательные вещества из почвы, не оставляя шансов привычной жизни. А те представители флоры и фауны, которые все-таки прижились здесь, совершенно уникальны. Не случайно создатели мультфильма «Вверх» (тоже о путешествии в затерянный мир) в поисках вдохновения отправились на Рорайму. И режиссер Пит Доктер потом признавался, что увиденное они использовали лишь в общих чертах: «Это настолько далеко от реальности, что зритель просто не поверил бы».

Архипелаг Сокотра, Йемен

Примерно 6 млн лет назад от Африки откололся небольшой кусок суши, который двинулся в сторону Аравийского полуострова. Развалившийся по дороге на четыре острова кусок успел убежать всего на пару сотен километров от своего родителя. Но ушедших на это 6 млн лет хватило для появления здесь уникальной экосистемы: больше трети видов растений, 90% видов пресмыкающихся и почти все виды моллюсков не встречаются больше нигде в мире. Здесь, конечно, нет восьмируких пятиглазов, общающихся на языке щелчков. Зато есть драконово дерево, похожее на ядерный гриб, из которого к тому же каждый год течет «кровь», огуречное дерево — бесформенный гладкий белый ствол, на верхушке которого весело зеленеют «огурцы», или сокотранская пустынная роза — тоже дерево, причем на вид одновременно забавное и отталкивающее.

Несмотря на свою изолированность, архипелаг, как недавно выяснилось, был населен еще 1,5 млн лет назад. В 2008-м году российский археолог Валерий Жуков обнаружил здесь каменные орудия олдувайской культуры (2,7-1 млн лет назад). Сенсационность находки состоит в том, что не совсем понятно, как сюда добрался представитель этой эпохи — homo habilis, «человек умелый». А вот человеку современному посетить Сокотру не составит труда — хоть на самолете, хоть морем. Ехать лучше в феврале и марте: в остальное время, особенно с мая по сентябрь, на Сокотре довольно суровая и неприятная погода с бесконечными дождями и сбивающими с ног ветрами.

Египет.

В истории общества создание историко-культурных ландшафтов, и в частности появление садово-паркового искусства, отмечалось еще в Древнем Египте около 4 тысяч лет до нашей эры. Особого размаха садово-парковое искусство достигло в период расцвета древней столицы Египта - Фив. В Фивах строили роскошные виллы, окруженные садами. Многочисленные растения специально привозили из других стран, в частности из Пунта (территория современного Сомали).

Композиционным центром ансамбля всегда являлось главное здание, расположенное среди большого количества водоемов, часто внушительных размеров (60x120 м). В прудах росли водные растения, плавали рыбы и птицы. По сохранившимся документам, подтверждается, что все элементы сада - пруды, аллеи, виноградники, цветочные клумбы, открытые павильоны - были стилистически взаимосвязаны, что позволяет предполагать, что сады создавались по заранее разработанному плану.

Месопотамия.

При общей регулярности, обусловленной оросительной системой, сады Месопотамии не были поделены на симметричные четырехугольники, посадки были расположены более свободно. Сады в Ниневии с богатым ассортиментом деревьев и кустарников можно считать прототипами современных ботанических садов. Самый знаменитый ансамбль - висячие сады Семирамиды, расположенные на озелененных ступенчатых террасах из сырцового кирпича, - был создан в правление Навуходоносора (VI в. до н.э.). К сожалению, от этого грандиозного устройства не осталось никаких следов, тем не менее такой прием проектирования встречается на протяжении всей истории садово-паркового искусства в самых разных странах и в несколько измененных формах дошел до наших дней в виде садов на крышах.

Персия и Индия.

Эти государства отличались высоким уровнем развития садово-паркового искусства. И здесь сады являлись символами рая, создавались для отдыха при царских резиденциях и требовали больших финансовых затрат. Основой их строго геометричной (регулярной) планировки был так называемый «чор-бак» - четыре квадрата. Аллеи, выложенные плитами, пересекались под прямым углом, а пространство между ними заполнялось густыми древесными насаждениями или занималось прудами и роскошными цветниками. Образовавшийся большой квадрат делился на четыре более мелких квадрата и так далее. Это разделение пространства осуществлялось не только дорожками, но также с помощью растений и большого количества мелких каналов с водой. Главную и лучшую часть сада занимали деревья и цветы редких видов, причем особой популярностью до сих пор пользуются старые мощные тенистые платаны, на ветвях которых устраивались беседки.

Древняя Греция.

В древних государствах европейского Средиземноморья наблюдаются различные тенденции в композиционном использовании рельефа как ландшафтной составляющей. Они связаны с общими различиями в художественной культуре. В частности, греческому подходу в архитектуре и искусстве свойственно стремление к гармонии с природой, к максимально возможной слитности с окружающими ландшафтами. Акрополи и театры эллинистических городов Пелопоннеса и Малой Азии (Афинский акрополь, амфитеатры Эфеса, Приены и др.), составлявшие центры городских композиций, часто выглядят как скульптурное завершение тех скал, на которых они расположены. Например, особенно выразительно были использованы особенности рельефа в Приене, где склон горы естественным образом формирует террасу для площадей и общественных зданий.

Такая планировка связана не только с особенностями культурных традиций. Известно, что изначально поселения как материковой части Древней Греции, так и островов в основном располагались непосредственно на морском побережье. Но в периоды военных набегов разорению подвергались именно они как наиболее легкая добыча. Поэтому города стали строиться на некотором удалении от побережья в гористой местности, что, естественно, предполагало обязательное использование рельефа в городской планировке. Эта тенденция прослеживается в основном на островах Эгейского и Средиземного морей в более поздний период (с VI-VII вв. н.э.) в связи с частыми арабскими набегами.

Благодаря завоевательным походам Александра Македонского, общество античной Греции оказалось под влиянием культуры и традиций Египта, Индии и Персии. Садово-парковое искусство не являлось исключением. Греки привнесли в проектирование культурных ландшафтов и новую тенденцию - более свободное композиционное решение. Поскольку греческому искусству изначально было свойственно стремление к гармонии с природой, сады и парки уподоблялись живому организму, находящемуся в тесной связи с природным окружением и человеком. В данном контексте следует отметить основные принципы градостроительства Аристотеля (IV в. до н.э.), считавшего, что проектирование и населенного пункта, и парка должно рассматриваться не только как комплекс технических вопросов, но и с точки зрения художественности: «Город должен строиться так, чтобы обеспечить людям безопасность и в то же время сделать их счастливыми».

Древний Рим.

В Древнем Риме, наоборот, провозглашали идею противопоставления геометрических и прямолинейных форм искусственного ландшафта свободной живописности окружающей природы. Римская традиция предпочитала регулярную планировку не только улиц и площадей, но и загородных вилл, окруженных обширными садами. Виллы, как правило, строились в гористой местности, поэтому имели ступенчатое композиционное решение.

Сад при римских виллах обычно был разделен на три части: декоративный сад, плодовый сад и огород. Декоративный сад в свою очередь состоял также из трех частей: для пеших прогулок, прогулок верхом и парковой территории. Прогулочная часть располагалась на первой террасе непосредственно перед домом. Аллеи соединялись под прямым углом, разделяя сад на геометрически правильные участки, насыщенные скульптурой, фонтанами, прохладными декоративными бассейнами, причудливо подстриженными деревьями и кустарниками, газонами и цветниками. Сад для верховой езды или прогулок на носилках представлял собой тенистые рощи, разделенные широкими аллеями. С различных видовых точек открывались окружающие пейзажи. Парковая часть сада включала в себя помимо лесистой зоны для прогулок рыбные пруды и колоссальные многоэтажные птичники. При этом такие парки часто имели весьма внушительные размеры: до 120 - 150 га. Плодовый сад, виноградник и огород располагались отдельно от виллы и также имели регулярную планировку. Из завоеванных стран вывозилось множество плодовых и декоративных растений, что способствовало расширению и обогащению садово-парковой флоры. В частности, из плодовых деревьев выращивались вишня, абрикос, персик, миндаль, айва, слива, инжир, грецкий орех, гранат и др.; из декоративных растений тис, олеандр, жасмин, розы, нарциссы, гиацинты, тюльпаны, левкои и т.д. Многообразие выращиваемых овощей трудно вообразить.

Создание самых древних памятников садово-паркового искусства учёные датируют IV веком до н.э. Это сады Фив - столицы Египта. Уже тогда роскошные виллы богатых египтян окружались потрясающей красоты садами. На иссушенных бедных почвах выращивали растения, привезённые из дальних мест, разводили виноградники, цветники. Центром садовой композиции, как правило, становился искусственный пруд, заселённый разнообразными представителями флоры и фауны. Геометрия дорожек, клумб и других элементов сада даёт ученым основания полагать, что сады обеспеченных жителей Фив создавались в соответствии с заранее разработанными проектами.

Особое место в истории ландшафтной архитектуры занимает Месопотамия. Её сады, созданные в стиле близком к регулярному, отличались богатыми коллекциями растений, достойными современных ботанических садов. Венцом ландшафтного искусства Месопотамии стали висячие сады Семирамиды, по праву занявшие второе место в перечне семи чудес света. Несмотря на то, что великолепие, созданное для супруги царя Навуходоносора, не вынесло испытаний временем, идея такого озеленения в несколько трансформированном виде актуальна и в наши дни.

Говоря о ландшафтной архитектуре древнего мира, нельзя не упомнить о садах Индии и Персии. Они были поистине роскошны: безукоризненная строгость регулярного стиля здесь сочеталась с возвышенным символизмом - расположенные рядом с дворцами сады должны были воспроизводить кусочек рая. В создание таких ландшафтов вкладывались огромные средства: в садах было множество редких растений, соединённых каналами прудов, красивейших беседок, вымощенных каменными плитами аллей.

Ландшафтная архитектура древней Греции отличалась многообразием, чему немало способствовало различие рельефов в разных частях античного государства. Фразу «В Греции всё есть!» вполне можно отнести к местным природным ландшафтам, здесь можно встретить любые пейзажи: от островов и морского побережья до гор и скал. В связи с этим в планировке эллинских садов доминировал свободный стиль, большей частью привязанный к особенностям местного рельефа. Центром композиции обычно становилось какое-либо общественное или приватное сооружение: дворец, храм, амфитеатр, а сады и парки сочетали в себе единение с природой и стремление к прекрасному.

Ландшафтная архитектура древнего Рима, наоборот, тяготела к регулярному стилю вне зависимости от рельефов. Особенно показательны в этом отношении были сады около расположенных в гористой местности вилл римской знати. Строгость планировки ландшафтов усиливалась за счёт многоуровневых террас с чётко разграниченными функциями. Верхняя, прилегающая к дому, часть сада была прогулочной. Тенистые прямые аллеи были украшены множеством скульптур, большая часть растительности здесь была декоративной. В парковой зоне оборудовались рыбные пруды и многоэтажные птичники. Нижние террасы с виноградниками и плодовыми садами тоже планировались в регулярном стиле.