Правила ведения бюджетного учета. Бюджетный бухгалтерский учет

Правила ведения бюджетного учета. Бюджетный бухгалтерский учет

Учет - это составная часть управления экономическими процессами и объектами, сущность которого состоит в фиксации их состояния и параметров, сборе и накоплении сведений об экономических объектах и процессах, отражении этих сведений в учетных регистрах.

Бухгалтерский учет в сфере государственного управления носит название «бюджетный учет».

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств. Так определяется это понятие в Бюджетном Кодексе РФ и Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.06 г. №25н (в новой Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.2008 №148н, определение бюджетного учета не приводится ввиду его очевидности).

Кроме бюджетного (бухгалтерского) учета организации государственного сектора экономики должны осуществлять налоговый учет, а также возможно ведение управленческого учета в зависимости от сферы интересов организации и осуществляемой ею деятельности. Бюджетный, управленческий и налоговый учет представляет собой сложную информационно-технологическую систему, которая служит информационной базой для принятия управленческих решений.

К основным задачам бухгалтерского учета в бюджетных организациях относятся:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • определение финансового результата деятельности бюджетного учреждения, фактическая оценка степени исполнения бюджета;
  • контроль целевого расходования средств;
  • предупреждение необоснованных затрат;
  • обнаружение нарушения плановой и финансово-бюджетной дисциплины;
  • контроль за наличием и сохранностью материальных и денежных средств;
  • выявление скрытых резервов.

Проводимая реформа государственного сектора экономики отвела бюджетному учету особенную роль, так как он становится связующим звеном во взаимодействии всех участников бюджетного процесса.

Унификация учетных инструментов и интеграция счетов бюджетного учета и кодов бюджетной классификации в едином Плане счетов бюджетного учета позволяет оптимизировать систему отражения экономической информации, а также помогает проводить анализ активов, обязательств и операций по экономическим потокам. Действующий План счетов бюджетного учета позволяет формировать требуемую международными стандартами полную и прозрачную информацию. Кроме того, установлены единые правила и требования относительно ведения бюджетного учета всеми участниками бюджетного процесса РФ.

В настоящее время осуществляется непрерывное и активное реформирование бюджетного процесса. В бюджетное законодательство постоянно вносятся многочисленные изменения и дополнения, связанные с регулированием порядка применения бюджетной классификации, ведения учета, составления и представления отчетности бюджетными учреждениями, а также вносящие коррективы в документы, освещающие особенности налогообложения и уплаты НДС, налога на имущество организаций, ЕСН и др. Это обстоятельство требует повышенного внимания к изменениям в нормативных документах, регламентирующих бюджетный учет.

Рассмотрим комплекс основных документов, являющихся нормативной основой бухгалтерского учета в бюджетных организациях.

Единые методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации регламентируются Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. с последующими изменениями. Кроме того, современные требования ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности определены в Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н, зарегистрированном в Минюсте РФ 12.02.2009 № 13309, (далее - Инструкция №148н). С введением Инструкции № 148н была отменена Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 10.02.06 г. №25н, которая устарела в ходе меняющейся экономической ситуации.

Инструкция № 148н устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях, в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - органы казначейства), а также в финансовых органах и органах управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляющих составление и исполнение бюджетов (далее - финансовые органы).

Действие Инструкции по бюджетному учету №148н распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.

Однако работникам бухгалтерских служб бюджетных учреждений при организации работы необходимо пользоваться не только упомянутым нормативным актом, но и, как уже отмечалось, оперативно отслеживать изменения законодательной и нормативной базы, в той или иной степени касающиеся механизма действия бюджетной системы. К подобным законодательным актам относятся Письма Министерства финансов РФ, а также ежегодный Федеральный закон «О Федеральном бюджете» на соответствующий период и другие документы.

Требования к ведению бюджетного учета регламентированы Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 03.11.2006) и нормативными документами по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, перечисленными выше. При этом основными являются следующие:

  1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.
  2. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  3. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, сформированный на основании утвержденного Плана счетов бюджетного учета.
  4. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
  5. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

Субъектами бюджетного учета являются все участники бюджетного процесса.

Объекты бюджетного учета определяются относительно используемого метода учета .

Вообще, в практике бухгалтерского учета известны четыре метода учета. Они выделены международной организацией бухгалтеров, занимающейся разработкой Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в государственном секторе.

Кассовый метод применяется уже несколько столетий. Предусматривает регистрацию всех событий кассовых поступлений на счета бюджетов и кассовых выбытий со счетов бюджетов. При этом в рамках бухгалтерского учета никакие активы и обязательства, кроме средств бюджета, учету не подлежат. Кроме того, в кассовый учет обязательно внедрялся также учет бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, т. е. этапов санкционирования.

Модифицированный кассовый метод как вариант был использован в Инструкции об исполнении бюджета №15н. В данном случае в дополнение к простой регистрации денежных потоков и остатков средств бюджета были введены счета для регистрации некоторых дополнительных активов и для регистрации обязательств .

Модифицированный метод начислений, при котором операции регистрируются не по потокам денежных средств, а при их осуществлении сразу (начисляются доходы и расходы, признаются активы и обязательства). В данном случае имеет место одна особенность - метод не предусматривает начисления амортизации, т.е. нефинансовые активы либо активы, приобретаемые при модифицированном методе начислений, после их приобретения сразу списываются на расходы. Сделано это было для облегчения учета, однако породило проблему учета фактической стоимости активов.

Метод начислений, при котором все операции признаются в момент их возникновения, но все активы списываются на расходы в том периоде, в котором они используются, т.е. пропорционально в течение всего срока полезной службы, что связано с начислением амортизации.

Таким образом, по методу начислений объектами учета служат: активы, обязательства, доходы, расходы, финансовый результат, счета по учету санкционирования расходов и юридические обязательства.

По кассовому методу объектами учета являются: кассовые поступления, кассовые выбытия, финансовый результат и расчеты, финансовые активы и обязательства, связанные с кассовыми поступлениями и выбытиями, а также счета по учету санкционирования расходов и юридические обязательства.

Подробная классификация объектов бюджетного учета содержится в Плане счетов бюджетного учета, который действует согласно Инструкции по бюджетному учету №148н от 30.12.2008 г. и является единым для двух областей бюджетного учета:

  • учета исполнения бюджетов;
  • учета исполнения смет доходов и расходов бюджетных учреждений.

В настоящее время, согласно Инструкции по бюджетному учету №148н, метод начислений используется для учета операций по текущей деятельности бюджетными учреждениями (главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств), а кассовый метод по-прежнему используется органами, организующими исполнение бюджетов (финансовыми органами) и органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнение бюджетов (органами казначейства) .

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ руководитель бюджетного учреждения обязан:

  1. согласовать с главным бухгалтером и утвердить перечень лиц, имеющих право подписывать первичные учетные документы. Напомним, что все документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами;
  2. утвердить для организации работы бухгалтерской службы следующие локальные нормативные документы:

    • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для своевременного и полного ведения бухгалтерского учета и представления отчетности;
    • формы первичных учетных документов для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
    • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
    • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
    • порядок контроля за хозяйственными операциями и др.

Кроме того, согласно действующей Инструкции № 148н, руководитель (заместитель руководителя):

  • обязан присутствовать при нанесении инвентарных номеров на объекты основных средств (п. 19 Инструкции № 148н);
  • должен присутствовать при маркировке специальными штампами предметов мягкого инвентаря. При этом маркировочные штампы должны храниться у руководителя учреждения или его заместителя (п. 59 Инструкции № 148н);
  • если в учреждении принято, что наличные денежные средства для выплаты заработной платы выдаются из кассы раздатчикам, то руководитель учреждения утверждает список этих лиц своим приказом. Его копия должна находиться в кассе учреждения, а с раздатчиками обязательно заключается договор о полной материальной ответственности (п. 105 Инструкции № 148н);
  • при обнаружении пропажи или уничтожения первичных документов и регистров бюджетного учета руководитель учреждения должен приказом назначить комиссию по расследованию причин происшествия. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждает руководитель (п. 6 Инструкции №148н).

Согласно п. 166 Инструкции № 148н авансы под отчет сотрудникам учреждения могут выдаваться только по распоряжению руководителя. Чтобы получить аванс, нужно подать письменное заявление, указав в нем назначение аванса и срок, на который выдаются подотчетные суммы.

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ (п. 2 ст. 6), руководитель в зависимости от объема учетной работы имеет право:

  1. учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  2. ввести в штат должность бухгалтера;
  3. передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  4. вести бухгалтерский учет лично.

Другими нормативными документами, в том числе Бюджетным кодексом РФ, за руководителями бюджетных учреждений также закрепляются права получателей, в частности в пределах ассигнований, предусмотренных в утвержденной распорядителем смете доходов и расходов:

  • получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды;
  • разрешать выдачу авансов и заработной платы работникам учреждения;
  • расходовать в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды учреждения;
  • утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты о списании пришедших в ветхость и негодность основных средств и других материальных ценностей в соответствии с действующим законодательством;
  • решать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Кроме того, руководитель бюджетного учреждения имеет право на:

  • заключение хозяйственных договоров (кроме случаев, когда действующим порядком предусмотрена централизованная поставка отдельных видов материальных запасов);
  • принятие кадровых решений - прием и увольнение работников, повышение окладов, установление надбавок и доплат, разрешение на совмещение и совместительство, а также на заключение договоров гражданско-правового характера (с лицами, не являющимися работниками учреждений) - при наличии выделенных бюджетных ассигнований по соответствующей статье расходов.

Руководители несут ответственность:

  • за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций (п. 1 ст. 6 Закона № 129-ФЗ);
  • за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
  • за уклонение от ведения бухгалтерского учета, а также за искажение бухгалтерской отчетности и несоблюдение сроков ее представления и публикации (ст. 18 Закона № 129-ФЗ).

За указанные нарушения руководитель бюджетного учреждения может привлекаться к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ, главный бухгалтер обязан:

  1. обеспечивать соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ;
  2. обеспечивать контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Кроме того, главный бухгалтер:

  • осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности организации и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности организации;
  • руководит разработкой и осуществлением мероприятий, направленных на соблюдение государственной и финансовой дисциплины;
  • организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением;
  • организует учет исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (оказания услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации, а также финансовых, расчетных и кредитных операций;
  • присутствует при нанесении инвентарных номеров на объекты основных средств (п. 19 Инструкции № 148н);
  • должен присутствовать при маркировке специальными штампами предметов мягкого инвентаря (п. 59 Инструкции № 148н).

Согласно Инструкции №148н, подпись главного бухгалтера должна обязательно присутствовать:

  • в денежных и расчетных документах, финансовых и кредитных обязательствах;
  • в содержательной части авансового отчета;
  • в оформляющей части таких документов, как Книга учета животных, Книга регистрации боя посуды, Книга учета бланков строгой отчетности, Реестр ценных бумаг, Книга учета материальных ценностей, оплаченных в централизованном порядке.

Главный бухгалтер вправе требовать от руководства создания необходимых условий для выполнения служебных обязанностей; вносить на рассмотрение руководства организации предложения по улучшению ее деятельности; запрашивать информацию и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей; привлекать к решению возложенных на него задач специалистов других отделов с согласия соответствующих руководителей.

Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики учреждения, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 7 Закона № 129-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ (п. 2 ст. 6), бухгалтерский учет в учреждении может вести бухгалтерия, как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. Если организация небольшая, то бывает достаточно одного штатного бухгалтера. Учреждение может и не иметь в своем штатном расписании ставки бухгалтеров. В этом случае, оплата услуг по ведению бухгалтерского учета производится на основе договора гражданско-правового характера. Руководитель организации может также вести бухгалтерский учет лично.

Особенностью передачи (полностью или частично) функций по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях является то, что делается это, как правило, на основании решения собственника имущества - соответствующего главного распорядителя или распорядителя бюджетных средств.

Централизация бюджетного учета (то есть функционирование централизованных бухгалтерий) может осуществляться на основании конкретного нормативного распорядительного документа, принятого соответствующим органом государственной власти (министерством, ведомством, органом государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления), если это не противоречит текущему законодательству.

Пример структуры бухгалтерии крупного бюджетного учреждения приведен в Приложении 2 .

Рассмотрим обязанности основных членов бухгалтерской группы бюджетного учреждения.

Заместитель главного бухгалтера по начислению заработной платы выполняет работы по начислению в установленном порядке всех видов заработной платы; осуществляет ввод данных для начисления заработной платы работникам предприятия в компьютерные системы (оклады, премии, приработки, материальная помощь, социальные льготы), выдачу справок работникам предприятия по вопросам начисления заработной платы и других выплат и удержания из них, обработку первичной документации по соответствующим участкам учета (приказы, листки о временной нетрудоспособности, премии, выплаты за сверхурочную работу, отпуска, распоряжения), начисление налоговых платежей в бюджеты различных уровней, отчисления во внебюджетные фонды, производит сверку по платежам с налоговыми органами, пенсионным фондам, фондом социального страхования, фондом обязательного медицинского страхования, а также осуществляет контроль за сохранностью бухгалтерских документов, подготовка данных для составления отчетности и оформление их для передачи в архив.

Заместитель главного бухгалтера по материальной части осуществляет учет основных средств, заполняет карточки с характеристикой на каждый объект основных средств, начисляет амортизацию, ведет учет материальных ценностей, принимает отчеты о расходе материалов, ведет оборотные ведомости и мемориальные ордера, заполняет договора о материальной ответственности с подотчетными лицами, осуществляет контроль за проведением инвентаризаций товарно-материальных ценностей.

Данный работник бухгалтерии вместо главного бухгалтера может присутствовать при нанесении инвентарных номеров на объекты основных средств (п.19 Инструкции № 148н), а также при маркировке специальными штампами предметов мягкого инвентаря (п.59 Инструкции № 148н).

Заместитель главного бухгалтера по материальной части вправе требовать от подотчетных лиц надлежащего хранения и учета материальных ценностей, проводить ревизии, вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с выполнением обязанностей, предусмотренной должностной инструкцией.

Заместитель главного бухгалтера финансовой группы ведет работу по обеспечению строгого соблюдения финансовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания с бухгалтерского баланса дебиторской задолженности и других потерь; осуществляет подготовку платежных поручений и контроль за своевременной оплатой по ним, оформление первичной документации (обработка и оплата счетов, счетов-фактур поставщиков), выставление счетов, счетов-фактур, актов клиентам, контроль оплаты клиентами счетов (ежедневно), контроль возврата актов выполненных услуг от клиентов, участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления экономии бюджетных средств.

Бухгалтер-кассир осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность; оформляет документы и получает в соответствии с установленным порядком денежные средства в банке по чекам организации; осуществляет выдачу из кассы наличных денег и бланков строгой отчетности работникам предприятия; сдает в соответствии с установленным порядком денежные средства в банк, получает в банке выписки по расчетному счету, обеспечивает бесперебойную работу касс предприятия, контролирует отсутствие нарушений правил торговли в работе касс, составляет кассовую отчетность, принимает все меры для обеспечения сохранности вверенных ему денежных средств и денежных документов и предотвращения ущерба.

Бухгалтер-кассир несет ответственность:

  1. за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
  2. за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
  3. за причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Ведущие бухгалтера выполняют следующие функциональные обязанности:

  1. Осуществление приема и контроля первичной документации по соответствующим участкам бухучета и подготовка их к счетной обработке.
  2. Оформление первичной документации.
  3. Осуществляет приём и обработку документов для начисления заработной платы, ведёт лицевые счета сотрудников и карточки персонифицированного учёта налогов, готовит расчётно-платёжные и платёжные ведомости и представляет их для проверки главному бухгалтеру.
  4. Ведение складского учета, анализ дебиторской и кредиторской задолженности перед поставщиками, акты сверки с поставщиками.
  5. Ведение участка «услуги сторонних организаций», анализ дебиторской и кредиторской задолженности, акты сверки со сторонними организациями.
  6. Составление книги покупок.
  7. Подготовка данных по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности.
  8. Оформление бухгалтерских документов для их архивирования.
  9. Выполнение работ по формированию, ведению и хранению бухгалтерской информации.

Кассиры осуществляют контроль за исправностью и правильной эксплуатацией контрольно кассовых машин, записывают показания счетчиков, получают от покупателей деньги за товары, осуществляют продажу входных билетов и талонов на оказание услуг, готовят денежную выручку по окончании рабочего дня, составляют кассовый отчет и сдают выручку бухгалтеру-кассиру вместе с кассовым отчетом. Нигде, никогда и ни в какой мере не разглашает известные ему сведения об операциях по хранению ценностей, их отправке, перевозке, охране, сигнализации, а также служебных поручениях по кассе.

Кассиры имеют право вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными должностной инструкцией обязанностями; требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

Все операции, проводимые бюджетными учреждениями (финансовыми органами, органами казначейства), оформляются первичными документами, форма и перечень которых приводится в приложении № 2 к Инструкции по бюджетному учету № 148н. При этом все применяемые первичные документы подразделяются на 2 группы.

Первую группу составляют 20 унифицированных форм первичных документов класса 03 «Унифицированная система первичной учетной документации» Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД).

Вторую группу формирует 21 специальная форма первичных документов, относящихся к классу 05 «Унифицированная система бюджетной финансовой, учетной и отчетной документации» ОКУД, с указаниями по их применению. Среди них:

  • формы документов, связанные с бюджетной спецификой учета материальных ценностей;
  • формы документов, связанные с бюджетной спецификой учета кассовых операций и заработной платы;
  • Прочие специфические формы документов.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Все первичные документы, поступающие в бухгалтерию, должны подвергаться проверке работниками бухгалтерии. Бухгалтерская обработка документа, поступившего в бухгалтерию организации до записи данных в учетные регистры, проводится в три этапа.

На первом этапе проводится проверка документа по существу. Такая проверка заключается в установлении законности осуществляемых хозяйственных операций, целесообразности их проведения и взаимоувязке отдельных показателей документа. Документы по операциям, которые противоречат действующему законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей, не принимаются к бухгалтерскому учету и передаются главному бухгалтеру для принятия решения. Главный бухгалтер должен поставить в известность руководителя организации о незаконности хозяйственной операции.

На практике между руководителем организации и главным бухгалтером организации нередки случаи возникновения разногласий по поводу осуществления той или иной хозяйственной операции. В случае возникновения разногласий первичные учетные документы по таким операциям могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю ответственность за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и отчетность.

На втором этапе проводится формальная проверка документа на наличие обязательных реквизитов, заключающаяся в установлении правильности использования бланка установленной формы, в проверке полноты и правильности заполнения всех необходимых реквизитов документа. В первичных документах в обязательном порядке должны присутствовать наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их личные подписи и расшифровка подписей.

На третьем, заключительном этапе, проводится:

  • группировка документов - процесс обработки документов, при котором документы группируются в пачки, однородные по экономическому содержанию документов. Целью группировки документов является подготовка сводных данных по движению отдельных видов имущества и обязательств организации за отчетный период;
  • арифметическая проверка, состоящая в проверке арифметических результатов итогов и правильности отражения количественных и стоимостных показателей документов;
  • таксировка, заключающаяся в переводе натуральных и трудовых измерителей в обобщающий денежный измеритель. Таксировка проводится непосредственно в первичном документе путем умножения соответствующего количества в натуральном измерителе на цену за одну единицу;
  • контировка - процесс проставления в бухгалтерском документе корреспонденции счетов по хозяйственной операции, осуществленной на основании данного документа.

Документы, прошедшие проверку и принятые к учету, рекомендуется помечать отметкой, исключающей их повторное использование и формирование повторных бухгалтерских записей. Если первичные документы обрабатываются вручную, на документе проставляется дата записи в учетный регистр, при обработке документа с применением вычислительной техники на документе ставится оттиск штампа контролера, ответственного за обработку документа.

Что касается наличия печатей, то в соответствии с государственным стандартом «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (ГОСТ Р6.30-2003), утвержденным постановлением Госстандарта России от 03 марта 2003 года № 65-ст, печать заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, предусмотренных специальными нормативными актами, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами или на копиях документов.

Печати должны присутствовать также там, где это предусмотрено учетной политикой предприятия (графиком документооборота), действующим законодательством, договором или соглашением сторон по обязательству (сделке).

Например, наличие печатей на актах приемки выполненных работ (услуг) необходимо в случае, если это определено условиями хозяйственного договора (письмо Госналогинспекции по г. Москве от 10 февраля 1995 года №11-13/2072 «О первичных документах по отражению хозяйственных операций»).

Все документы, приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам, а также документы, послужившие основанием для начисления заработной платы, согласно Положению о документообороте, подлежат обязательному гашению штампом или надписью от руки «Получено» или «Оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года).

Во все первичные документы не допускается внесение неоговоренных исправлений. Если в документе допущена ошибка, она исправляется корректурным способом. При составлении документа вручную, неправильная запись перечеркивается одной чертой так, чтобы можно было прочесть исправленный текст, сверху делается правильная запись, которая оговаривается надписью « исправлено» и подтверждается подписью лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления. При составлении документа с помощью средств вычислительной техники, если ошибка обнаружена на стадии составления документа, документ следует переделать, если же ошибка обнаружена позже, исправление делается аналогичным способом.

Следует обратить особое внимание на то, что внесение исправлений в кассовые и банковские первичные учетные документы не допускается. Если в документе обнаружена ошибка, следует составить новый документ. Внесение исправлений в кассовую книгу допускается, исправления делаются корректурным способом и должны быть заверены кассиром и главным бухгалтером организации.

Запрещается использовать для записи простой карандаш.

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для ведения бюджетного учета в учреждениях (финансовых органах, органах казначейства) применяются регистры, содержащие обязательные реквизиты и показатели (всего более 50-ти позиций), которые приведены в приложении № 3 к Инструкции №148н. Формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также правила их ведения, утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в следующих регистрах бюджетного учета:

  1. Журнал операций по счету «Касса»;
  2. Журнал операций с безналичными денежными средствами;
  3. Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
  4. Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
  5. Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
  6. Журнал операций расчетов по оплате труда;
  7. Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
  8. Журнал по прочим операциям;
  9. Главная книга.

Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.

По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.

В органах казначейства и в финансовых органах ведется Журнал по прочим операциям, данные из которого записываются в Главную книгу ежедневно.

При кассовом обслуживании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами казначейства учет операций ведется в отдельной Главной книге по каждому обслуживаемому бюджету на соответствующих счетах.

Исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бюджетного учета, производится в следующем порядке:

  • ошибка за отчетный период, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и не требующая изменения данных в журналах операций, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бюджетного учета, в котором производится исправление ошибки, на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись «исправлено»;
  • ошибочная запись, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и требующая изменений в журнале операций, в зависимости от ее характера, оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью последним днем отчетного периода;
  • ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки.

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «Красное сторно», оформляются Справкой (ф. 0504833), в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.

По истечении каждого отчетного месяца первичные учетные документы, относящиеся к соответствующим журналам операций, должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы. При незначительном количестве документов брошюровку можно производить за несколько месяцев в одну папку (дело). На обложке следует указать: наименование учреждения (органа казначейства, финансового органа); название и порядковый номер папки (дела); отчетный период - год и месяц; начальный и последний номера журналов операций; количество листов в папке (деле).

В случае пропажи или уничтожения первичных учетных документов и регистров бюджетного учета руководитель учреждения назначает приказом комиссию по расследованию причин их пропажи или уничтожения.

При необходимости для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.

Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем учреждения. Копия акта направляется в вышестоящее учреждение (орган) по ведомственной принадлежности.

Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Инвентаризация проводится учреждением (органом казначейства, финансовым органом) в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, где даются методические указания о порядке проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Проведение инвентаризации обязательно:

  1. при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже собственного имущества учреждения, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  2. перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  3. при смене материально ответственных лиц;
  4. при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  5. в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  6. при реорганизации или ликвидации организации;
  7. в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

  1. излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на увеличение финансирования;
  2. недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на уменьшение финансирования.

Перечень форм первичной учетной документации и регистров бюджетного учета с указанием обязательных реквизитов и показателей, необходимых для проведения инвентаризации в бюджетном учреждении приводится в Приложениях 2 и 3 к Инструкции по бюджетному учету № 148н.

Автоматизация бюджетного учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки первичных учетных документов и отражения операций по соответствующим разделам Плана счетов бюджетного учета.

В условиях комплексной автоматизации бюджетного учета в учреждении операции формируются в базах данных используемого программного комплекса. При выведении регистров бюджетного учета на бумажные носители допускается отличие выходной формы документа (машинограммы) от утвержденной формы документа, при условии, что реквизиты и показатели выходной формы документа (машинограмме) содержат соответствующие реквизиты и показатели регистров бюджетного учета, предусмотренные Инструкцией №148н и утверждающим документом соответствующего финансового органа.

Требования, предъявляемые к программным средствам для автоматизации бухгалтерского учета бюджетных учреждений следующие:

  • соответствует требованиям к ведению учета, регламентированным нормативными документами по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях;
  • оперативная поддержка законодательства;
  • полнофункциональный комплекс готовых решений по автоматизации основных участков бюджетного учета;
  • единый взаимосвязанный технологический процесс обработки документации по всем разделам учета с составлением баланса;
  • работа в едином информационном пространстве;
  • единый документооборот;
  • однократный ввод данных;
  • использование государственных классификаторов;
  • обмен данными с казначейскими системами;
  • обмен данными с системами типа «Клиент-Банк»;
  • формирование бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде;
  • возможность подключения внешних отчетов, сохранение любой отчетной информации в виде excel-файлов;
  • другое.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что представляет собой бюджетный учет?
  2. Каковы основные задачи бюджетного учета?
  3. Какими нормативными документами регламентируется организация и ведение бюджетного учета?
  4. Перечислите основные требования к ведению бюджетного учета.
  5. Что представляет собой «метод начисления»?
  6. Каковы права, обязанности и ответственность руководителя бюджетного учреждения?
  7. Каковы права и обязанности главного бухгалтера бюджетного учреждения?
  8. Какие группы форм первичных учетных документов применяются бюджетными учреждениями?
  9. Какие требования предъявляются к оформлению первичных документов?
  10. Опишите порядок проверки первичных учетных документов в бухгалтерии.
  11. Назовите основные виды учетных регистров бюджетного учета.
  12. Опишите порядок внесения исправления в первичные учетные документы.
  13. Каков порядок исправления ошибки, обнаруженной до момента представления бухгалтерского баланса и не требующей изменения данных в журналах операций?
  14. Каков порядок исправления ошибочной записи, обнаруженной до момента представления баланса и требующей изменений в журнале операций?
  15. Как исправляется ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бюджетная отчетность в установленном порядке уже представлена?
  16. Каков порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов?
  17. Какие основные требования предъявляются к автоматизации бухгалтерского учета бюджетных учреждений?

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется бухгалтерской службой как самостоятельным структурным подразделением, которое находится под руководством главного бухгалтера. При отсутствии самостоятельной службы учет может вестись бухгалтером, имеющим права главного, а также централизованной бухгалтерией. Данная структура создается по отраслевому признаку в бюджетных организациях и осуществляет учет исполнения смет бюджетных расходов, а также использование внебюджетных, целевых и иных средств.

Бухгалтерия, осуществляющая учет в бюджете, имеет следующие обязанности:

Ведение учета должно производиться в соответствии с действующим законодательством.

Должен выполняться предварительный контроль над соответствием объемов ассигнований по заключаемым договорам, предусмотренным расходной сметой или лимитом бюджетных обязательств, а также производиться правильное и своевременное оформление учета и законность совершения операций.

Бухгалтерия обязана контролировать экономное и правильное расходование средств по утвержденным сметам расходов и доходов, контролировать сохранность имущества в местах его эксплуатации и хранения.

Производить выплаты и начисления зарплаты персоналу, а студентам, учащимся и аспирантам - стипендий в установленные сроки.

Своевременно проводить расчеты, которые возникают в период исполнения с физическими и юридическими лицами.

Вести бухучет в бюджете по использованию внебюджетных средств.

Контролировать использование доверенностей, выданных для получения товарных и материальных ценностей.

Производить инвентаризацию финансовых обязательств и имущества, правильно и своевременно определять и отражать в бухучете результаты инвентаризации.

Проводить с материально ответственными лицами инструктажи по вопросам сохранности, отчетности и учета ценностей, которые находятся у них на ответственном хранении.

Применять современные средства автоматизации, составлять и представлять в установленном порядке налоговую и бухгалтерскую отчетность в предусмотренные сроки.

Составлять сметы бюджетных расходов, а также планировать расходы и доходы по внебюджетной деятельности.

Подбирать и систематизировать нормативные правовые акты по вопросам отчетности и учета.

Хранить документы, регистры бухучета, отчетность, а также расходные сметы и расчеты на бумажных и машинных носителях.

Осуществляя бухучет в бюджете, обязанности между специалистами распределяют по функциональному признаку. Каждая группа работников (отдельный специалист) закрепляется за определенным участком работы. В бухгалтерии может быть создана финансовая, материальная группа, по расчетам с персоналом и др.

Бухучет в бюджете имеет свои организационные особенности. Количество работников зависит от уровня автоматизации и от объема выполняемых учетных работ, закрепляется и утверждается руководителем.

Должна предоставлять руководителям организаций, обслуживание которых она осуществляет, сведения о сметах по бюджету и внебюджетным средствам, об их целевом использовании, а также о других источниках получения средств.

Находящиеся в составе организации структурные подразделения должны своевременно предоставлять в бухгалтерию необходимые документы, чтобы можно было вести бухучет в бюджете. Это копии распоряжений, которые относятся к исполнению сметных расходов, договоры, счета, авансовые отчеты, акты выполненных работ, накладные, документы по списанию имущества.

Все работники обязаны выполнять требования главного бухгалтера по предоставлению необходимых для бухгалтерии документов и соблюдать порядок их оформления.

Развитие рыночной экономики в стране предусматривает введение во все сферы хозяйственных отношений новых законов, положений и нормативно-правовых актов. В последнее время все чаще создаются акционерные общества и арендные организации при непосредственном участии физических или юридических лиц. Помимо прочего происходят существенные изменения в основе организационных средств и источников финансирования организаций.

В результате этого бухгалтерские отделы различных предприятий вынуждены применять совершенно новые методики, с помощью которых может быть отражено введение новых имущественных объектов или взаимоотношений в хозяйственный оборот. Основная методика учета была изменена, как и порядок структурирования и других производственных фондов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Для понимания того, что такое бухгалтерский учет в бюджетных организациях, необходимо обратиться к положениям действующего бюджетного законодательства, к установленным требованиям к ведению, к необходимым бумагам, а также к характерным особенностям основных процедурных моментов.

Условия распределения

Требования к ведению

Ведение соответствующего вида сопряжено с целым рядом особенностей. Единая инструкция четко регламентирует общий для всех ситуаций подход к учету в государственных и муниципальных организациях, которые финансируются за счет федерального бюджета. Все осуществляемые операции должны сопровождаться наличием основного .

Особенности заключаются и в том, что группировка информации должна производится по датам, на момент фактического осуществления каждой конкретной операции. После завершения соответствующих процессов все сведения заносятся в специальный журнал.

Данные должны быть в обязательном порядке подписаны исполнителем и главой бухгалтерии предприятия. После завершения календарного месяца информация структурируется в хронологическом порядке.

Отчеты составляются и предоставляются представителям контролирующих органов в соответствии с установленными списками и расписанием. Важно обратить особое внимание на то, что коммерческих и бюджетных организаций имеют существенные отличия. Различия заключаются в структуре активов и имеющихся обязательствах.

Бюджетные организации не имеют законных оснований для осуществления коммерческой деятельности, однако прибыль поступает в бюджет предприятия на постоянной основе. Суть ведения соответствующего учета, в свою очередь, заключается в доведении достоверных и корректных сведений о финансовой деятельности организации до лица или организации, которые заинтересованы в получении данной информации.

В качестве пособия может выступить и действующий Бюджетный Кодекс РФ.

Нормативная база

В бюджетное законодательство на ежегодной основе вносится целый ряд изменений и дополнений, которые напрямую связываются с регулированием порядка применения бюджета, ведения учета и с составлением соответствующей отчетности. В данных рамках стоит в деталях рассмотреть перечень нормативной документации для учета в бюджетных организациях в 2019 году.

Единые методические основы ведения соответствующего учета на территории РФ регулируются ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года. Помимо прочего современные требования регламентируются специальной Инструкцией №148, сформированной по приказу Минфина, от 30 декабря 2008 года.

Данная инструкция устанавливает общий порядок ведения учета в организациях, осуществляющих свою деятельность на средства федерального или регионального бюджета. Стоит отметить, что действие данного документа может распространяться только на правоотношения, которые возникли после 1 января 2009 года.

Работники бюджетных организаций должны использовать при ведении учета не только вышеуказанный нормативный акт, но также и оперативно отслеживать актуальные изменения в действующем законодательстве.

Основные требования к ведению бухгалтерского учета в бюджетных организациях имеют следующий вид:

  • учет может вестись только в рублях;
  • учет должен вестись на постоянной основе с момента государственной регистрации предприятия;
  • учет должен вестись путем внесения двойной записи на бухгалтерских счетах, которые включаются в действующий рабочий план;
  • информация аналитического отчета должна полностью соответствовать оборотам и остаткам в рамках счетов синтетического учета;
  • каждая операция хозяйственного или должна подлежать своевременной регистрации без пропусков;
  • объекты учета на бюджетных предприятиях в каждом конкретном случае определяются исходя из принятого метода учета.

Необходимые бумаги

Все операции, которые проводятся бюджетными организациями, должны быть в обязательном порядке оформлены первичными бумагами. Нормативные документы и их актуальный перечень содержатся в приложении 2 Инструкции №148. При этом вся применяемая документация может быть условно разделена на две подгруппы.

Первая включает в себе 20 унифицированных форм класса 03. Их можно найти в общероссийском классификаторе управленческих документов – ОКУД. Что касается второй подгруппы, то она формируется из 21 специального документа, которые относятся к классу 05 того же классификатора.

Среди данных документов стоит выделить следующие:

  • формы, связанные со спецификой учета материальных объектов в бюджетных организациях;
  • формы, напрямую связанные с учетом кассовых операций и заработной платы сотрудников предприятия;
  • прочие формы, обладающие индивидуальной спецификой.

Стоит отметить, что уполномоченные лица, которые могут подписывать первичные документы, назначаются руководством предприятия совместно с главой отдела бухгалтерского учета. Каждый первичный документ должен быть составлен непосредственно в момент осуществления каждой конкретной операции.

Виды организаций

Для понимания понятий, на основании которых формируется бухгалтерский учет в бюджетных организациях, необходимо обратиться к действующему федеральному законодательству, регламентирующему порядок работы некоммерческих организаций. В подавляющем большинстве случаев под бюджетной организацией может пониматься та, которая была создана самим государством. Эти самые организации могут формироваться Российской Федерацией, ее субъектами или органами местного муниципалитета.

По классификации такие предприятия могут быть:

  • автономными;
  • казенными;
  • бюджетными.

В табличном варианте ниже представлено сравнение трех видов государственных учреждений:

Автономные Казенные Бюджетные
Регулирующий документ Бюджетный Кодекс РФ
Деятельность Оказание государственных услуг Обслуживание науки, образования, медицины, социальной защиты населения
Использование средств от коммерческой деятельности На усмотрение Перечисление в региональный или федеральный бюджет На усмотрение
Порядок распоряжения имущественными объектами Необходимо получение согласие фактического собственника объекта
Ответственности Отвечают по обязательствам с помощью денежных средств. Отвечают по обязательствам активами
Основной источник финансирования Субсидии Бюджетная смета Субсидии

Чем характерен бухгалтерский учет в бюджетных организациях

Бухучет представляет собой установленную систему сбора, регистрации и структурирования сведений в денежном выражении об имущественных объектах, обязательствах предприятия, а также об их движении в формате непрерывного учета хозяйственной деятельности.

Среди ключевых задач бухгалтерского учета стоит выделить следующие:

  • формирование корректных и максимально полных сведений о деятельности предприятия, а также о его имущественном положении;
  • обеспечение сведениями, которые необходим внутренним или внешним пользователям отчетной документации для контроля за соблюдением основных положений законодательства РФ в рамках осуществления операций хозяйственного характера;
  • предотвращение рисков минимизации финансовых результатов деятельности организации хозяйственного характера и выявление определенных резервов финансовой стабильности.

Ключевые положения ведения бухгалтерского учета в бюджетных предприятиях регламентируются законодательством о бухучете, а также прочей нормативной документацией.

Основные положения ведения учета заключаются в следующем:

  • под учет попадают имущественные объекты, обязательства и хозяйственные операции, совершенные предприятием;
  • имущество, находящееся в непосредственной собственности организации, учитывается отдельно от объектов, принадлежащих прочим юридическим лицам, но находящихся в распоряжении предприятия;
  • учет должен вестись с момента государственной регистрации организации до фактической реорганизации или ;
  • все операции хозяйственного типа в обязательном порядке подлежат своевременной регистрации в рамках бухгалтерских счетов;
  • текущие затраты учитываются в каждом конкретном случае отдельно.

Стоит отметить, что бюджетные организации в отличии от прочих некоммерческих или коммерческих предприятий не могут утверждать рабочий план бухучета или выбирать форму учета.

Дополнительные упоминания

Главные объекты

Бюджетное учреждение, как и любое коммерческое, занимается учетом всех финансовых и хозяйственных операций, которые совершаются в момент непосредственного ведения деятельности. Объекты финансовой сферы в подавляющем большинстве случаев не отличаются от тех, которые присущи коммерческому учету. В их качестве могут выступать, активы, доходы и расходы, а также существующие обязательства.

Стоит отметить, что специфика работы бюджетных предприятий предусматривает строгую классификацию и учет деятельности. В основе соответствующего учета лежит имеющаяся бюджетная классификация РФ.

Принцип построения бюджетной классификации основывается на:

  • классификации доходов действующего бюджета;
  • расходах;
  • классификации источников финансирования для ликвидации бюджетного дефицита;
  • мероприятиях в секторе государственного управления.

Правильная организация порядка

Каждые, даже начинающие, бюджетные предприятия должны в самостоятельном порядке позаботится о разработке организационной части ведомственного порядка и методической части, которая напрямую касается ведения учета.

Учреждения могут на законных основаниях раскрывать следующие сведения:

  • организацию бухгалтерского отдела предприятия;
  • порядок оборота документации;
  • перечень лиц, которые имеют полномочия для проставления своей подписи на первичной документации;
  • порядок и особенности осуществления процедуры инвентаризации;
  • актуальный состав комиссий по инвентаризации;
  • срок выделения средств на хозяйственные нужды предприятия и их максимальную сумму;
  • порядок оценки имеющихся запасов материальных объектов;
  • порядок мониторинга ситуаций хозяйственного характера;
  • особенности бюджетного учета в прочих подразделениях предприятия;
  • порядок определения и так далее.

Стоит отметить, что при формировании ведомственного порядка бюджетные организации должны руководствоваться положениями, которые регламентируются законодательством о бухгалтерском учете. Ведомственный порядок применяется только для рассмотрения тех вопросов, в рамках которых в соответствии с законодательством предусматривается несколько способов ведения учета.

После принятия определенного порядка устанавливается инструкция для ведения бухгалтерского учета. Что касается возможности изменения порядка, то она возможна только при доскональном обосновании и в соответствии со специальным приказом руководства учреждения. Все сопутствующие изменения могут быть введены только с 1 января нового финансового года, который следует за годом утверждения положения.

Стандартный план счетов

Учет для бюджетных организаций регламентируется в соответствии с действующим федеральным законодательством, которое устанавливает порядок бухгалтерского учета.

Государственная учетная политика может быть реализована через:

  • план счетов бюджетного счета;
  • порядок отражения определенных операций в рамках использования средств государственного бюджета;
  • специальную корреспонденцию счетов;
  • прочие вопросы учета бюджетного характера.

Все операции, которые проводятся предприятиями, должны быть в обязательном порядке оформлены на основании первичной документации, перечень которой приведен в приложении №2 Инструкции. Для осуществления бухгалтерского учета в рамках бюджетной организации применяются регистры, которые содержат в себе обязательные реквизиты и показатели, приведенные в приложении №3 действующей Инструкции.

Стоит отметить, что бюджетный план счетов на данный момент состоит из 6 пунктов:

Активы нефинансового характера Включается вся информация об основных средствах, о непроизводственных и нематериальных активах, включая землю и недра, а также о начислении амортизации.
Активы финансового характера Данный пункт включает в себя все актуальные сведения и особенности денежных средств и документов организации, о ее финансовых депозитах, а также о всех видах долговых обязательств, включая долги перед бюджетом.
Обязательства Осуществляется учет всех имеющихся долговых обязательств бюджетной организации по кредитным платежам.
Финансовый результат Предназначается для отражения положительной или отрицательной разницы доходов и расходом предприятия. Стоит отметить, что кроме результатов деятельности за текущий отчетный период в данном разделе указываются все финансовые итоги уже прошедших периодов, а также предполагаемые доходы будущих лет.
Санкционирование расходов бюджетных средств Данный пункт предназначается для фиксации актуальных сведений о лимитах полученных обязательств бюджетного характера, а также об ассигнованиях. Стоит отметить, что ответственными за ведение учета на счетах соответствующего пункта будут непосредственные распорядители средств и представители казначейства.
Счета, находящиеся за основным балансом В данных рамках предусматривается счет для непосредственного учета исполнения имеющихся обязательств, а также государственных гарантий, которые должны быть исполнены в скором времени.

Обязанности и права руководства

Необходимо достаточно глубоко рассмотреть ключевые обязательства членов бухгалтерского отдела бюджетного предприятия. Заместитель главного бухгалтера, отвечающий за начисление заработной платы сотрудникам организации занимается выполнением работ по начислению всех разновидностей финансовых выплат.

Кроме того, данное уполномоченное лицо осуществляет ввод информации для начисления пособий в компьютеризированные системы через систему 1С, а также начисляет налоговые платежи в бюджеты разных уровней и отчисления в пользу внебюджетных фондов.

Что касается заместителя главы отдела по материальной части, то соответствующее уполномоченное лицо производит учет основных средств и заполняет карты на каждый конкретный имущественный объект, ведет учет амортизации и прочих ценностей материального характера. Стоит отметить, что данный сотрудник отдела бухгалтерии может осуществлять вместо главы отдела нанесение индивидуальных номеров инвентаря на объекты основных средств.

Заместитель бухгалтера имеет законные основания для предъявления определенных требований подотчетным лицам по факту требуемого хранения и учета материальных ценностей. Также он может осуществлять ревизии и вносить предложения по модернизации процесса работы отдела и по порядку перераспределения бюджетных средств.

Заместитель главного бухгалтера по финансовым группам ведет работу по становлению финансовой дисциплины на предприятии. Проводка смет хозяйственного и административного характера осуществляется также данным уполномоченным сотрудником бюджетного предприятия.

Он же осуществляет контроль за бухгалтерским балансом и финансовыми потерями, подготавливает платежные поручения и контролирует их своевременную оплату.

Среди прочих обязанностей рассматриваемого уполномоченного лица стоит выделить следующие:

  • оформление первичных бумаг;
  • обработка и перечисление средств на счета-фактуры;
  • выставление счетов и прочих актов клиентам бюджетной организации;
  • ежедневный контроль за оплатой счетов клиентами – сотрудник определяет курсы перечисления средств;
  • контроль за возвратом специальных актов выполненных услуг;
  • непосредственное участие в анализе экономической деятельности предприятия хозяйственного плана;
  • выявление путей для максимальной экономии средств из бюджета.

Исправление ошибок

Если в действующем регистре бюджетного учета обнаруживаются определенные ошибки, то они должны быть исправлены в соответствии с определенным порядком.

Существует следующее пособие для исправления:

  • ошибка за определенный отчетный период, которая была обнаружена еще до предоставления актуального бухгалтерского баланса и не предусматривающая изменений в специальном журнале операций, исправляется с помощью простого зачеркивания тонкой чертой таким образом, что зачеркнутое может быть в дальнейшем прочитано;
  • над зачеркнутой позицией должна быть в обязательном порядке указан исправленный текст и сумма;
  • в специальном регистре учета бюджетных средств, в котором осуществляется исправление ошибки, уполномоченное лицо проставляет на полях пометку «исправлено»;
  • если ошибка была обнаружена до момента предоставления баланса и требует изменения в журнале, то она должна быть дополнена специальной записью бухгалтера последним днем отчетного периода;
  • если ошибка была обнаружена в за определенный промежуток времени, за который бухгалтерская отчетность уже была предоставлена в установленном порядке, то помарка исправляется путем внесения бухгалтером дополнительной записи сразу после момента обнаружения ошибки – стоит отметить, что в обязательном порядке должна быть проставлена дата.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Нашей сегодняшней публикацией мы начинаем курс статей, раскрывающих особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях. В бюджетном учете крайне много нюансов, которые вызывают затруднения и вопросы у бухгалтеров. Поэтому, я думаю, эти статьи будут актуальны и востребованы у моих коллег.

Начнем с рассмотрения самых важных отличий учета в бюджетных организациях от коммерческих структур.

Во-первых, давайте уточним, какие предприятия считаются бюджетными .

Это некоммерческие организации, которые создаются Российской Федерацией. В отличие от предпринимателей их главная цель не получение прибыли, а культурная, социальная, образовательная направленность и т.п.

Такие предприятия, частично или полностью, финансируются из средств бюджета .

Но, для того, чтобы были выделены бюджетные деньги, учреждениям необходимо вести не только бухгалтерский учет и отчетность, регулируемые законодательством РФ, но и формировать доходные и расходные сметы с целью мониторинга целевого использования бюджетных средств.

Такая система учета и называется бюджетным учетом .

Особенности бюджетного учета

Так же, как и в коммерческих компаниях, в бюджетной сфере организация бухучета руководствуются Федеральным законом "О бухгалтерском учете" №129-ФЗ .

Помимо этого, предприятия пользуются Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете (Приказ Министерства финансов РФ №107 н), Бюджетным кодексом РФ, Планом счетов бюджетного учёта и инструкцией по его применению , принятым Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н.

Пожалуй, самой главной отличительной чертой бухгалтерского учета в бюджетных организациях считается использование специального Плана счетов , включающего в себя так называемую бюджетную классификацию, состоящую из 26 разрядов.

Каждый из таких разрядов несет информацию об организации. К примеру, в разрядах с 1 по 17 кодируется классификация доходов и расходов, а также источники субсидирования. В 18 разряде содержатся данные о видах деятельности, каждой из которой также присваивается определенный номер.

Вот посмотрите, цифра 1 проставляется, когда организации работают на средства, находящиеся во временном использовании, 2 - занимаются деятельностью, приносящей учреждению доход, цифра 3 указывается в том случае, если ведется бюджетная деятельность.

Более подробно бюджетный план счетов мы разберем в нашей следующей .

Нужно обратить внимание на то, что отчётность бюджетников имеет отличие от компаний, занимающихся коммерческой деятельностью.

Общий состав бюджетной отчетности определен п. 3 ст. 264.1 БК РФ .

«Баланс государственного (муниципального) учреждения» (ф.0503730);


По большому счету, суть и структура баланса схожа с балансом коммерческих организаций. В нем также отражается имущество организации - активы , и средства обеспечения - пассивы . Однако в силу специфики бюджетного учета баланс бюджетных учреждений состоит из финансовых и нефинансовых активов . Обязательства не распределяются на краткосрочные и долгосрочные.

А вот что касаемо имущества, наоборот, в бюджетном балансе более подробно расшифровывается первоначальная стоимость, остаточная, амортизация, отдельно выделяется особо ценное имущество.

«Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» (ф.0503721);


Отчет подразумевает более подробную классификацию доходов и расходов. В отдельный блок выделяются бюджетные средства .

Существуют также иные формы отчетности, присущие только бюджетным организациям.

Сдача отчетности тоже имеет свою специфику и особый порядок, закрепленный в Инструкции № 33н

Получатели средств бюджета отчитываются перед вышестоящей организацией, то есть перед учредителем. В свою очередь, последний обязан формировать консолидированную (сводную) отчетность для передачи финансовому органу соответствующего бюджета (согласно п. 11 Инструкции № 33н ).

Отмечу еще некоторые сведения, касающиеся учета в бюджете, такие как особенность учета основных средств, учет денежных средств, а также учет расчетов с дебиторами и кредиторами, отраслевые особенности учета, о которых я непременно расскажу в следующих статьях.

Общие принципы бюджетного учета

Но, какова бы ни была специфичность бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, фундаментальные его принципы определены Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и заключаются в следующем :

К сожалению, в силу ограниченности публикации, не представляется возможным затронуть все нюансы особенностей ведения бюджетного учета, но, записавшись на курс , Вы не только сможете разбираться в теоретических аспектах бюджетного учета, но и на практике углубленно изучить всю специфику работы, т.к. обучение максимально приближено к реальной деятельности бюджетного учреждения.